четверг, 24 сентября 2015 г.

«Школа…А что дальше?» (методические рекомендации для библиотекарей)


«Главное в жизни – определиться:
Где твое место  и что ты за птица…»
Группа «Ленинград»


 Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший  жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда  пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. Выбор профессии – это  несомненно, выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависят самореализация молодого человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой.
В современном обществе существует около 40 тыс. различных  специальностей. Получить информацию о многообразии профессий, сориентироваться  в этом многообразии и выбрать своё дело самостоятельно молодым людям непросто. И существенную помощь в этом могут оказать библиотеки, в том числе, массовые, обслуживающие детей, подростков, юношество.

Сегодняшнее время характеризуется новым взлетом интереса и новыми требованиями  к профориентационной деятельности библиотек, что заставляет библиотек  активно искать инновационные формы работы в этом направлении, в тесном взаимодействии с центрами  занятости населения, школами, училищами, комитетами по делам молодежи, средними и высшими учебными заведениями.
Профориентационная работа в библиотеках – это система трех основных взаимосвязанных подсистем:
1.                              Профессиональное информирование - предоставление знаний о различных профессиях, способах и путях их приобретения
2.                               Профессиональное консультирование - помощь молодежи в выборе профессии с учетом индивидуального призвания, склонностей, здоровья (последнее можно охарактеризовать как профотбор).
3.                               Профессиональная адаптация - помощь вхождению личности в новые для нее условия труда и социального окружения.

Профориентация является  эффективной в том случае, если  она ведется постоянно.  Формы её разнообразны: викторины,  конкурсы,  вечера вопросов и ответов,  игры.

Такие как:

- «Дороги, которые мы выбираем»
- «Познакомьтесь с профессией»
- «Моя мечта быть…»
-  «Дело жизни»
- «В поисках будущего»
- «Кем быть?»
- «Кто есть я?»
- «Почему я хочу выбрать эту профессию»
- «На пути к профессии»
- «Лабиринт профессий»
- «Серпантин профессий»
- «Какие профессии мы знаем»
- «Моя любимая профессия»

По профориентации можно использовать наглядную форму работы – книжные выставки:
·        «Вам выпускники»
·        «Мир интересных профессий»
·        «Калейдоскоп профессий»
·        «Найти профессию для себя»
·        «Окно в мир профессии»
·        «Новое поколение выбирает»
·        «Куда пойти учиться»
·        «В помощь поступающим»
·        «Абитуриенту!»
·        «Старт во взрослую жизнь»

Можно организовать постоянную книжную выставку «В мире профессий», на которой будут представлены справочники о различных специальностях, учебных заведениях. Важно регулярно готовить подборки литературы к профессиональным праздникам (День химика, День работника сельского хозяйства, День энергетика и др). Здесь можно поместить книги, которые могут заинтересовать читателей именно с профессиональной точки зрения: «Занимательная механика», «Архитектура будущего», «Загадки техники» и др.
Помимо  книг и периодических изданий можно представить тесты, помогающие определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) учебных заведений, а также можно порекомендовать электронные варианты изданий.

Стоит сказать и о библиографических пособиях. Можно выпустить рекомендательный список литературы «Мир профессий».

Также наиболее  активно можно использовать беседы и уроки по профориентации:
·        «Новые профессии»
·        «Профессия на всю жизнь»
·        «Акцент профессий»
·        «Найти свое призвание»
·        «Призвание – что это такое»
·        «Задумайся о выборе профессии»
·        «Наша  профессия – постоянное творчество»
·        «Твои пути – дороги»
·        «Моя профессия любимое дело»

Для оказания психологической помощи и поддержки старшеклассников в библиотеке можно применить различные методы: тренинги, анкетирование, тестирование, различные ситуативные моменты для того, чтобы дать как можно больше самостоятельности в действиях и выражении мысли. Например, такие как:
·        «Познай себя и выбери профессию»
·        «Гороскоп, профессия и ты»
·        «На пути в большую жизнь»

Можно провести акции, ярмарки по профессиям: День профессий, Фестиваль профессий, реализовать программы:
·        «Сто и одна дорога»
·        «Путь в профессию», цель которой - целенаправленное повышение уровня профориентационной работы и воспитание интереса к профессии.

Развитию профессиональных интересов способствуют «Уроки творческого мышления». Их особенность состоит в том, что можно предложить юным читателям занимательные задачи и порекомендовать соответствующую литературу для их решения. Приведем примеры таких задач:
¨     Может ли автомобиль ехать прямо, если шофер отпустит руль?
¨     Как с помощью ветра можно кипятить воду без использования проводов и спиралей?
¨     Как поворачивается гусеничный трактор?
¨     Почему и как останавливается поезд при повороте стоп-крана?
¨     Какие условия погоды летом влияют на движение железнодорожных поездов?
¨     Что требует большей точности изготовления: наручные часы или трактор?
¨     Может ли уставать сталь? и др.

 Эффективной формой воспитания  профессионального интереса являются также дискуссионные формы работы. Можно провести дискуссию со старшеклассниками не тему «Кем быть, каким быть?»

Примерные вопросы для обсуждения:

1.Сегодня в школе подросткам традиционно внушают мысль: «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь». Как вы считаете?

2. По данным лаборатории НИИ детства, российские подростки в будущем видят себя: владельцами, хозяевами предприятий – 70 %; наемными работниками – 20 %; безработными – 2,2%. Отметим, что среди американских детей хотят стать бизнесменами 4,5%, среди японских – 8%. Больше всего зарубежные ровесники мечтают о специальностях врача, юриста, ученого. Как Вы считаете, выбор профессии - дело личное или общественное? Почему?

3.Из мировой практики известно: для создания «золотого фонда» нации необходимо готовить деловых людей. Какой смысл Вы вкладываете в понятия «деловые люди», «деловые качества»?

4. Пословица гласит: «Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блага». Как вы её понимаете? В чем главная цель Вашей жизни?

5. Как вы считаете, что побуждает людей работать, овладевать профессией?

6. Хотели бы вы стать мастером своего дела, профессионалом? Что вы будете делать для этого?

7. Мудрецы рекомендуют при выборе профессии применять формулу: «Нужно, смогу, хочу». В чем суть этой формулы?

8. Вы  уже решили для себя -   кем быть и каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

В последнее время в профориентационной работе библиотеки используют имитационные игры. Они направлены на решение задач трудового воспитания и обучения. Можно провести игру «Защита профессии перед родителями».
Игра не требует специального подготовительного этапа. В ней принимают  участие старшеклассники. Она может проходить и с группой из 3-5 человек, и с большим количеством участников, в течение 15-20 минут.
Цель игры – выявить отношение школьников к различным профессиям и научить их аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителями  и т.д.) (см Библиотека  №2, 2003 г)
Варианты игр могут быть различными. Вот, к примеру, игра «Примерить профессию»
1 тур-«Лабиринт». Участники выявляют читательский интерес, тип будущей профессии.
2 тур-«Пессимисты и оптимисты». Участники делятся на две группы – пессимисты и оптимисты. Ведущий называет профессию, а они определяют ее положительные и отрицательные стороны.
Задача ведущего – попытаться создать объективный образ профессии.
Активные игры в библиотеках стимулируют познавательную деятельность, делают любое мероприятие привлекательным  для всех групп читателей: человек проявляет знания, способности, легче вступает в общение.

Таким образом, целенаправленная профориентационная работа библиотек среди молодого поколения  даёт им возможность  определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться в жизни, сделать первые шаги по достижению главной цели  жизни.




Путешествие в мир профессий
(сценарий познавательной игры для старшеклассников)

Подготовка:
Оформление книжно – иллюстрированной выставки «Найди свою тропу», подбор музыкального сопровождения, подготовка слайдов, рекомендательного списка литературы «Выбор профессии – ответственный шаг», бейджи для участников (вместо имени указываем исполняемую роль), жетоны.
Цель: повышение уровня информированности детей  о многообразии профессий. 
Задачи:
- дать учащимся общее представление о некоторых профессиях;
- через игру повысить интерес учащихся к профессиям, расширить их кругозор;
- обратить внимание детей на литературу профориентационного характера, имеющуюся в библиотеке.
Оборудование:
Книжная выставка «Найди свою тропу».
Карта маршрута по станциям (на экране).
Название команд, бейджи для участников игры.
Жетоны двух цветов (одного цвета – за правильный ответ; другого – за неверный ответ).
Часы, экран, компьютер, проектор, призы.
Слайды: на них представлены – название мероприятия, названия станций, изображения поезда, пассажиров и др.
Листы бумаги, карандаши.
Две  маленькие коробочки, обклеенные цветной бумагой. (соответствующий цвету вагона играющих команд). В них жюри опускают жетоны за ответы.
Участники: проводник пассажирского вагона, начальник станции, врач, капитан милиции, машинист поезда, диспетчер (каждый кратко представляет свою профессию), ведущие, две команды игроков (1 - «Пассажиры Зеленого вагона»; 2 – «Пассажиры синего вагона»), болельщики, жюри.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим   о профессиях. Профессия - основной род занятий трудовой деятельности человека. Во многих странах пытались и пыта­ются создать классификацию профессий. В нашей стране  принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его клас­сификация делит все профессии на 5 основных типов. Сейчас мы вас  познакомим с  типами профессиональ­ной деятельности человека.
1-й тип – Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и про­цессами живой и неживой природы (это: ветеринар, агроном, зоолог, зоо­техник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные и растения, почва и воздушная среда, т.е. – природа.
Ведущий 2: 2-ой тип – Человек  - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, токари, часовщики и представи­тели других профессий, использующие технические устройства.
Ведущий 1: 3-ий тип – Человек  - человек. Здесь для специалиста предметом тру­да является другой человек, а характерной чертой деятельности - не­обходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся: учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиоте­карь, экскурсовод, переводчик, продавец и др..
Ведущий 2: 4-ый тип – Человек – знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны иметь широкий кругозор. Это: бухгалтера, ученые, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фар­мацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Ведущий1: 5-ый тип – Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижеры, искусствоведы, кинорежиссеры, композиторы и др.)
Ведущий 2: Таковы приблизительные требования к человеку, выбравше­му определенный тип деятельности.  И оттого, как пра­вильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальней­ший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, ее особенности.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир профессий и сделаем первый шаг в трудном деле выбора профессии. Это – путешествие игра, путешествие знакомство. Совершим мы его на «поезде» от одной станции к другой. Я приглашаю всех вас принять участие в нем: поиграть, хорошенько подумать о том, что вы услышите. Итак, в путь!
Условия игры: В игре принимают участие две команды: 1 - «Пассажиры Зеленого вагона»; 2 – «Пассажиры синего вагона». А также их болельщики. Оценивает игру жюри в составе: (называет представителей жюри). За каждый правильный ответ команда получает красный жетон, за неверный – желтый. Если команда не знает ответа, ей могут помочь болельщики. Ответить может и другая команда или ее болельщики  (если первая сторона отвечает неверно).
(Музыкальная заставка, возможно исполнение песни).

Станция «Разминка»

Ведущий 1: Свое необыкновенное путешествие мы начнем со станции «Разминка».
Здесь вас встречает проводник пассажирского вагона.
Проводник пассажирского вагона: Проводник – хозяин вагона. И как всякий радушный  хозяин, он заботится о том, чтобы его гости – пассажиры – удобно разместились, чтобы им было в пути  комфортно. И вот поезд отправляется в путь. Во время движения поезда проводник обязан сделать все для того, чтобы дорога не показалась долгой и утомительной.
 Для  своих пассажиров я подготовил викторину. Эта викторина шуточная. Вам надо не только ответить на вопросы, но и назвать произведение и его автора. Вопросы задаются поочередно.
Если вы отвечаете верно, то на экране появляются: ответ в виде рисунка, название произведения и фамилия автора. За правильный ответ – красный жетон. Если же ответ неверен – желтый.
1. Спонсор, оказывающий помощь своему подопечному при помощи бороды (Старик Хоттабыч) 
 2.Автор мемуаров «Как я была царицей!» (Старуха).
3.Постовой, предупреждающий своим криком население об иноземном вторжении (Золотой петушок).
4.Мастер на все руки, ноги... (Портной).
5.Головной убор оригинала с улицы Бассейной. (Сковорода).
6.Огородная история о семейном подряде. (Репка).
7.Рабочее место короля. (Трон).
8.Пиявочных дел мастер. (Дуремар).
9.Жительница проруби, исполняющая желания лодыря (щука).
10.История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребите­лю. (Колобок).
11. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами (Буратино).
12.  Первые летательные аппараты (Метла, ступа, ковер)
13.Птица, обеспечивающая освещение жилья своим  хозяевам (Жар- птица)
14.Неоценимый работник, берущий расплату за труд щелчками (Балда)
15.Полосатый фермер, занимающийся животноводством в деревне (Кот Матроскин)
16.Пирожковых дел мастерица, совершившая путешествие в коробе на спине медведя (Маша)
Ведущий 2:  Молодцы, ребята! Мы быстро доехали до следующей станции. И называется она - «Пословицы». Здесь вас встречает сам начальник станции. В его ведении очень большой объем работы.

Станция «Пословицы»

Начальник станции:  Днем и ночью идут по дорогам нашей страны поезда. На тысячи километров проложены железнодорожные пути. На путях расположены станции. На крупных узловых станциях имеются пути для приема и отправления грузовых и пассажирских поездов, для погрузки и выгрузки грузов, сортировки вагонов. Есть локомотивные и вагонные депо, мастерские, электростанция, склады грузов, пассажирские вокзалы. Везде работают люди разных профессий. Организует и контролирует работу станции ее начальник.
У меня  для участников игры свое задание. На полосках бумаги написаны пословицы. Эти полоски разрезаны попо­лам и перепутаны. Командам я выдам перемешанные половинки пословиц. Конкурс начнется по моей команде. Соберите пословицы о труде. Команда, справившаяся с зада­нием быстрее, побеждает. Начали! (по окончании конкурса зачитываются ответы).
(тихо звучит музыка).
Iкоманда - «Пассажиры Зеленого вагона»;
1.Землю красит солнце, (а человека – труд)
2.Без дела жить – (только небо коптить).
3.Без охоты (нет работы).
4.В труде рождаются (герои)..
5.Взялся за гуж, (не говори, что не дюж).
6.Глаза страшатся, (а руки делают).
7.Кто любит труд, (того люди чтут)
8.Не привыкай к безделью. (Учись рукоделью).
II команда  –  «Пассажиры синего вагона».
1.Родина славит тех, (кто трудится для всех)
2.Дело мастера боится, (а иной мастер дела боится).
3.Кто не работает, (тот не ест).
4.Семь раз отмерь, (а один раз отрежь).
5.Что можешь сделать сегодня, (не откладывай на завтра).
6.Одно дело делай, (а от другого не бегай)
7.Сделал дело – (гуляй смело)
8. Всякому молодцу (ремесло к лицу).
Ведущий 1: Пока команды заняты - болельщики заработают для них дополнительные жетоны. У каждой профессии имеется свой рабочий инструмент или материал. Вам, друзья, надо узнать, о чем идет речь (болельщики команд отвечают по очереди).
1.Механизм, с помощью которого на стройке приготав­ливают раствор. (Растворомешалка.)
2.Древесину ест едок –
Сто зубов в один рядок. (Пила)
3.Жираф железный за окном
Многоэтажный строит дом. (Подъемный кран/)
4.Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся
Быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы:
Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Автомобиль.)
 5.Есть на свете чудная лопата -
        На колесах, крива и горбата.
        Но если копать начинает она,
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор.)
6.Он нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
7.Где трудна работка, там визжит... (лебедка).
8.Пыхтит по дороге огромный утюг:
Туда и обратно пройдется немного,
И сразу становится гладко вокруг. (Бульдозер, каток.)
Ведущий 2: Наш поезд мчится дальше. И вот остановка на станции «Алфавит». Здесь нас встречает диспетчер. Что же он приготовил нашим путешественникам?
Станция «Алфавит»
Диспетчер: На моем рабочем месте – световое табло, на котором нанесены схемы всех перегонов и станций участка. Диспетчер видит, где находятся поезда, следующие по участку, как лучше использовать свободные пути на станциях, свободные перегоны, чтобы быстрее пропустить поезда. Передвигая рукоятки на табло и нажимая кнопки, диспетчер переводит стрелки на станциях, дает сигналы отправления поездам, принимает и отправляет поезда. В работе диспетчера используют радио и телевизионную связь. Вот  вы и узнали немного о профессии диспетчера на железнодорожной станции.
А много ли вы знаете профессий? Попробуйте в течение трех минут в четыре столбика написать профессии, начинающиеся на буквы:  А, Б, В, П. (предлагаются те буквы алфавита, названия профессий которых уже знакомы детям)
(А – астронавт, астроном, артист, археолог, адвокат, архитектор, автомеханик, арматурщик, аппаратчик, администратор, агроном и др.
Б – библиотекарь, бухгалтер, бетонщик, бурильщик, бортинженер, бортпроводник и др.
В – ветеринар, воспитатель, вожатая, водитель транспорта, вязальщица, врач и др.
П – повар, продавец, плотник, пилот, парикмахер, портной, прядильщик, проходчик, проводник и др.)
Победит та команда, которая за 3 минуты сможет написать как мож­но больше профессий. Время пошло! (Диспетчер зачитывает ответы, а жюри добавляет красный жетон выигравшей команде в этом конкурсе).
Ведущий 1: Уважаемые, болельщики! Постарайтесь правильно ответить на предлагаемые вопросы. Таким образом вы заработаете дополнительные жетоны для своих команд. (вопросы задаются по очереди).
Кто по рельсам - по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист.)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук -
Тоже дело этих рук. (Сапожник.)
На работе день-деньской
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик.)
Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь - здоровый и веселый. (Медсестра.)

Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его очень  сложна,
Но как она людям повсюду нужна. (Шофёр)
Ведущий 2: Внимание! Внимание! Мы подъезжаем к станции с очень интересным названием: «Станция модных и новых профессий». А встречает нас, как вы считаете кто? Не удивляйтесь – врач!
«Станция модных и новых профессий».
Врач: О моей профессии, ребята, вы много уже знаете. Я же работаю врачом медицинской бригады на железнодорожных путях сообщения. В последние годы работники медицины стали применять новые методы лечения людей. Человеком сделано много открытий, изобретений. Появились и новые профессии. Поскольку наша станция носит название «Станция модных и новых профессий», то и речь пойдет о таких профессиях.
Известно ли вам что-либо о них? Сейчас мы это и  проверим. Только один ответ из трех предложенных является правильным. Если же  вам эта профессия незнакома я кратко о ней расскажу (за ответы даёт жетоны)
ФЛОРИСТ-это...
1.Человек, ухаживающий за своим домом;
2.Человек, составляющий композиции из цветов;
3.Человек, играющий на флейте.
Комментарий: Название профессии флорист происходит от имени древне­римской богини цветов Флоры. Искусство составления цветочных композиций, способность влияния на настроение людей присуще флористу. В эту профессию часто приходят люди, уже имеющие об­разование в других областях. Но всех их объединяет стремление к красоте и увлечение цветами.
ДИДЖЕЙ – это...
1 .Наездник
2.Танцор;
3. Создатель музыки на дискотеке, диск-жокей;
Комментарий: Профессия диджея - это стремление к созданию особой, присущей только данному месту или волне атмосферы, способной привлечь и заинтересовать посетителей или слушателей. Диджей от­вечает за подбор и воспроизведение всех музыкальных композиций, звучащих в стенах клуба или на волнах радиостанций.
РИЕЛТОР – это...
             1 .Путешественник;
             2.Человек. занимающийся операциями с недвижимостью;
             3. Продюсер.
 Комментарий: Риелтором называют человека, который занимается операци­ями с недвижимостью. Риелтор должен быть специалистом по рын­ку недвижимости и хорошо разбираться в юридических тонкостях своего дела.
ВИЗАЖИСТ – это...
1 .Человек, выдающий визы;
2.Художник, рисующий пейзажи;
3.Специалист по декоративной косметике.
 Комментарий:  Визажисты лучше других знают, как подчеркнуть достоинс­тва и скрыть недостатки, работая над лицом. Они работают в парик­махерских, салонах красоты, часто сочетают профессию специалис­та по декоративной косметике с искусством парикмахера.
Ведущий 1: Наше путешествие продолжается, и на нашем пути - «Стан­ция капитанов». Встречает нас капитан милиции. О чем он расскажет нам?
Капитан милиции: важное место в обеспечении общественного порядка принадлежит милиции. Днем и ночью охраняет покой граждан милиционер – солдат правопорядка. В любую погоду он на посту, в любую минуту готов прийти на помощь. И на железной дороге работает милиция. Работники нашей станции «Капитанов» поручили мне провести турнир капитанов команд. Они будут соревноваться на скорость – за одну минуту – 6 вопросов. Итак, нача­ли. (подведение итогов)
Капитан команды «Пассажиры Зеленого вагона»;
1.  Специалист по отделке зданий, помещений. (Маляр).
2.Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь).
3.  Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог).
4.  Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер).
5.  Специалист по разведению садовых растений. (Садовод).
6.  Специалист, выдающий книги (Библиотекарь) 
Капитан команды  «Пассажиры синего вагона»
1.Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер).
2.Специалист по изготовлению изделий из дерева (Столяр).
3.Специалист по выращиванию сельскохозяйственных животных (Зоотехник или животновод).
4.Сотрудник, занятый изданием газет, журналов. (Редактор)
5.Специалист по выращиванию овощей (Овощевод).
6.Специалист, лечащий животных (Ветврач)      
Ведущий 2: Вот и последняя станция нашего путешествия – «Станция вопросов». Машинист электропоезда приготовил для команд свои вопросы.
«Станция вопросов».
Машинист электропоезда: Профессия машиниста электровоза, электропоезда (ранее паровоза) всегда была самой заманчивой среди профессий железнодорожного транспорта. Рабочим местом машиниста и его помощника является кабина. Здесь располагаются современные надежные приборы управления электропоездом. Высокое мастерство и опыт, внимательность и бдительность, быстрота действий и умелая ориентировка машиниста и его помощника – основа безаварийной работы на железнодорожном транспорте. Как и в любой профессии, очень высоки профессиональные требования к мастерству машиниста и его помощнику.
 Для команд, совершающих игру – путешествие на нашем электропоезде я подготовил вопросы-за­гадки. За каждый правильный ответ команда получает красный жетон, за неверный ответ – желтый. (вопросы задаются по очереди и за ответ выдаются соответствующие жетоны)
1.Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр I).
2.Кем был по профессии А.П. Чехов? (Врачом).
3.Чем занимается провизор? (Готовит лекарства).
4.Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агро­ном).
5. Если к названию одной профессии добавить суффикс -к- и окончание – а-, то получится  совершенно другая профессия. Назовите эту профессию  (Машинист-ма­шинистка). 
6. Определите профессию, для которой могут понадобиться од­новременно следующие предметы: одеколон, ножницы, расческа. (Парикмахер)
7.Трубы чистит….(трубочист)
8.Трактор водит ... (тракторист),
9.Электричку — ... (машинист),
10.Стены выкрасил ... (маляр),
11.Доску выстругал ... (столяр),
12.В доме свет провел ... (монтер),
13.В шахте трудится ... (шахтер),
 14В жаркой кузнеце - ... (кузнец),
15.Кто все знает — ... (молодец)!— для всех   
Ведущий 1: Мы завершили наше необычное путешествие в мир профессий.
А сейчас предоставим слово жюри  
Жюри подсчитывает количество жетонов, набранных командами (где больше красных жетонов - команда-победитель получает приз), исполняется песня «Голубой вагон», на экране изображение салюта (анимирован) и слово «МОЛОДЦЫ!» 

Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашему   эмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:

- Дело мастера боится.
- Через тернии к звёздам.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Где хотенье – там уменье.
- Терпение и труд – всё перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


См также. «Нечто больше, чем профессия» (журнал «Чем развлечь гостей». -  2006. -  №11. -  с. 55)

Литература

1.Ильина Н. Кем быть? Каким быть? [Текст]/ Н. Ильина // Библиотека. -   2003.  - № 2. – С. 57
2.Завьялова Е. Как подростку в общество «врастать» [Текст]/ Е. Завьялова // Библиотека. – 2004. -   №11. – С.58
3. Кирилова Л. Сделай выбор [Текст]/ Л. Кирилова // Библиотека. – 2009. - №3. – С.56
4. Корешкова Л. Выбирая профессию – выбираем будущее [Текст]/ Л. Корешкова // Библио-поле. – 2010. - №2. – С. 9
5. Херувимова  В. Зови в свою профессию [Текст] / В. Херувимова // Библио-поле. – 2007. - №2. – С. 95.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...