методические рекомендации
Сегодня уже не
является новшеством оформление библиотечных выставок с предметной атрибутикой,
музейных уголков и даже наличие профильных библиотек-музеев. В библиотеках
нашего района тоже присутствуют музейные элементы: Б-Красноярский филиал
именуется «Культура и быт сибирского села», в Гуровском и Костинском филиалах
оформлены уголки крестьянского быта и представлена информация по истории села;
в нашей, центральной, библиотеке функционирует мемориальный зал М. А. Ульянова.
Современная
библиотека, как и ее далекие предшественники: земские, народные, частные
библиотеки, выполняет множество социально значимых функций. Одна из них –
сохранение и воспроизводство социальной памяти - осуществляется не только за
счет прироста книжных собраний, но благодаря сбору, упорядочению и продвижению
уникальных документов, разыскиваемых библиотекарями-краеведами.
«Музей – некоммерческое учреждение культуры,
созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления
музейных предметов и музейных коллекций». Так буднично определяет статус
музея Закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской
Федерации». Нам ближе другое определение: «Музей
– так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т.е.
науке, поэзии и искусству» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Музеи библиотек
создаются в целях сохранения и развития традиций, формирования корпоративной культуры
и позитивного имиджа библиотеки, исследования и пропаганды истории библиотек и
перспектив их развития.
«Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает, и стирает» - эти слова Козьмы Пруткова как нельзя лучше объясняют: почему два десятилетия назад библиотеки активно, хотя порой и дилетантски, занялись музейной деятельностью. Очевидно, именно для того, чтобы не дать времени стереть память о прошлом, о людях, об их деяниях. Именно тогда вошло в библиотечную жизнь понятие «мини-музей».
Можно назвать
много причин возникновения
мини-музеев при библиотеках. Остановимся на трех.
Во-первых, «библиотека,
клуб, музей - все эти элементы историко-культурного комплекса являются
насущной потребностью духовной жизни людей. Но если библиотека и клуб
имеются почти в каждом населенном пункте, то музеев значительно
меньше. Поэтому функции музеев берет на себя школа, клуб, библиотека.
«Здесь не пропадет!» - это главный аргумент, который приводят люди, объясняя,
почему именно в библиотеку они приносят дорогие реликвии.
Библиотекари, как правило, пользуются авторитетом и доверием. И именно
им, чаще всего, завещают исторические экспонаты» - так считают наши коллеги из
Республики Татарстан.
Другая, не менее важная
причина возникновения мини-музеев - активизация краеведческой
деятельности библиотек. Изучая историю своего края, города, села
библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать
предметы материальной культуры. В библиотеке вначале появляется небольшая
выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется и в итоге
получается экспозиция, претендующая на звание «мини-музея».
Следует
назвать и еще одну причину: каждая библиотека хочет быть
уникальной, иметь свое лицо. Создание мини-музея считается престижным,
так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее
авторитета.
Анализируя
музейную деятельность общедоступных библиотек, коллеги из научных библиотек
выделяют следующие виды проводимых
работ в библиотеках:
♦ исследовательская
работа с редкими и ценными изданиями как объектами музейной деятельности,
♦ использование
методов музейной экспозиции в создании мемориальной книжной выставки в библиотеке,
♦ создание
музейных экспозиций, мемориальных уголков,
♦организация и
развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые играют
весомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания,
♦ изучение
истории создания библиотеки и формирования её коллекции как объекта исследовательской
и музейной деятельности,
♦ изучение
библиотеки как объекта культурного историко-архитектурного достояния города и
экскурсионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев),
♦ организация
выездных собственных экспозиций музейных учреждений, в т. ч. федеральных, в
библиотеках,
♦ участие
музейных учреждений в создании совместных музейных экспозиций в библиотеке,
♦ участие
библиотек в музейной акции, («Ночь музеев»).
Что же есть
на самом деле для библиотек музейная деятельность — культурная инициатива
библиотек или социальная закономерность?
Библиотека — это
хранилище духовного, исторического и литературного наследия народа. Это
её мемориальная функция. Отдельные документы приобретают особую
социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно
связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным событием (имеют
автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.).
Таковыми являются экспонаты и книжный фондмемориального зала М. А.
Ульянова в нашей библиотеке. Для наших сотрудников очень важно не
только сохранение, но и передача социальной памяти о великом земляке.
Благодаря
упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам
разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств очевидцев
событий, привлечению личных коллекций жителей, появляются в
библиотеках музейные экспозиции. Именно так произошло
в Костинской сельской библиотеке нашей библиотечной системы.
Если наряду с
книгой одним из официально заявленных приоритетов библиотеки является
формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус
библиотеки: она получает музейную специализацию. Б-Красноярская
библиотека-филиал №4 №Культура и быт сибирского села" - яркий тому
пример.
Нельзя не
отметить , что в основе любой музейной экспозиции в библиотеке должна
находиться, прежде всего, книга. В зависимости от направленности коллекции —
книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого
музейного предмета.
Почему музейные
экспозиции стали создаваться в библиотеках?
1.В первую
очередь это определено в современном обществе миссией библиотеки. Библиотека
сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является
активное участие в образовании и воспитании человека, в формировании его
интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в
обеспечении прав личности всемерно пользоваться духовными ценностями.
2.Официальную
возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). Работа по
сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей
определена в нём как«культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены основные
направления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение и
использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народные
промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело,
а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области
культурной деятельности. Таким образом, на основании вышеназванного
документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятельности,
включая музейную. Это послужило катализатором для свободного развития
музейной деятельности в библиотеках.
3.Подтверждено
это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье
13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и
конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами,
указанными в их уставах».
Почему музейные
экспозиции стали создаваться именно в библиотеках?
1.Библиотека
осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему
общедоступным, открытым всем и каждому.
2.Психологический
фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время
как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией,
всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Международной
федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), прозвучало такое
утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непрекращающийся
поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё
безопасное место для исследований, размышлений и открытий, где бы потом эти
открытия оставались в целости и сохранности».
3.Музейные
экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев
раритетов, а не на основе научно проработанной концепций, как это происходит в
музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И самое
главное, в этом процессе постоянно можно участвовать самому владельцу
переданных раритетов. В этом случае сохраняется связь владельца со своей
коллекцией, и кроме того появляется возможность контакта с другими
заинтересованными людьми и расширения сферы своего интереса и т. д.
4.Основными
источниками формирования музейных коллекции в библиотеках являются частные
дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и доверием, и именно им,
чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.
5.Кроме того, в
библиотеки можно передать раритеты не только в дар, навсегда, но и на
временное хранение.
6.Ещё одна, не
менее важная причина — активизация краеведческой деятельности библиотек.
Изучая историю своих районов, своей библиотеки, библиотекарь, наряду с
письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры.
Вначале в библиотеке появляется небольшая выставка, затем в результате поисковой
работы она пополняется, а в итоге, получается экспозиция. Это повышает статус
общедоступной библиотеки.
Т. М.
Кузнецова (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная
инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек
Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное
дело»).-2010.-№4.-С.73-83), характеризуя ситуацию развития музейной деятельности
в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга, выделяет следующие понятия:
♦«библиотека-музей»
♦«музей-библиотека»
♦«музей
(музейная экспозиция) при библиотеке»
♦
«мини-музей»
♦мемориальные
уголки.
Однако
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации» (1996) дал определение «музея», как некоммерческого учреждения
культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного
представления музейных предметов и музейных коллекций», то есть организации,
имеющей утверждённое название, регистрационное удостоверение, устав,
самостоятельный баланс и смету. И таким образом, лишив права на существование
все музеи без прав юридического лица.
В связи с этим
правомерно музейную деятельность и организацию музейных экспозиций в
библиотеках рассматривать как одно из направлений культурно-просветительской
и научно-исследовательской деятельности.
Использование
музейных форм деятельности считается оправданным по следующим причинам:
♦ жители
могут удовлетворять свои разнообразные культурные запросы вблизи от дома, не
затрачивая время и силы на дорогу в центр города;
♦ такая
деятельность привлекает в библиотеку дополнительный контингент читателей;
♦ позволяет
библиотеке целенаправленно вести просветительскую деятельность среди
населения.
Широта спектра
музейной деятельности показывает, что библиотеки, двигаясь в этом направлении,
заняли позиции информационно-культурных центров, которые активно развиваются
и предлагают пользователю множество интересных программ. Уделяется повышенное
внимание индивидуальным запросам, что способствует персонализации
взаимодействия с посетителями. Таким образом, изучение феномена музейной деятельности
в библиотеках приводит к выводу о том, что это явление вполне закономерно, а
возросшее внимание к музейной деятельности некоторой группы библиотек
свидетельствует об изменении их социальной роли в ответ на актуальные
потребности общества.
Но, пожалуй,
самой главной субъективной причиной является личная
заинтересованность библиотекаря в создании мини-музея. Без этого
фактора личности вряд ли что-то может состояться.
Сейчас мы уже не
задаем себе вопросы:
- Музеи какого
типа можно организовать в библиотеке и какой из них наиболее
перспективен?
- Стоит ли
библиотеке брать на себя музейные функции, и не лучше ли просто
ограничиться координацией работы с уже существующими музеями и
выставочными залами?
- Не сказывается
ли отрицательно создание музея при библиотеке на ее основной
функции - информационной?
Сейчас перед
нами встают конкретные проблемы:
- Как строить и
как правильно оформить музейную экспозицию?
- Как лучше
организовать работу с собственными коллекциями?
- Как вести учет
экспонатов?
- Где приобрести
музейное оборудование?
- И, конечно,
главное: какими средствами и методами донести до своих земляков
значимость истории родного края, знаний о людях, вошедших в историю края, в
историю России.( Русских Е.Г. «Хранители памяти»: мемориальная
деятельность муниципальных библиотек г. Кирова [Электронный ресурс]/
Е.Г.Русских <http: www@pushkin.vyatka.ru>)
Музей в библиотеке: типология
Библиотеки и
музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные,
информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация).
Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и
организации деятельности учреждений в единую информационную структуру.
Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что привычное
представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте культуры,
хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи обладают
потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю поиск
достоверных сведений.
Мотивация к
применению музейных форм и методов деятельности:
-
профессиональные мотивы: осознание ценности библиотечной профессии, новых
возможностей библиотеки, стремление подтвердить социальную значимость, активная
имиджевая политика;
- личные мотивы:
личностная активность библиотекаря, его творческие способности, которые
проявляются в авторской концепции экспозиции, выставки, в использовании
оригинальных форм и методов работы.
Вышеперечисленные
причины, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводят к
разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари
адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных
услуг.
На данный момент
кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской
ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант
классификации библиотек, осуществляющих музейную деятельность:
- по структуре:
*библиотеки с
музейным отделом
*библиотеки, не
имеющие музейного отдела;
- по степени
функционирования:
*библиотеки-музеи,
*музеи-библиотеки,
*библиотеки с
библиотечным музеем,
*библиотеки с
мини-музеем;
-по форме:
*библиотеки,
непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,
*библиотеки,
сотрудничающие с музеями,
*библиотеки,
организующие библиотечно-музейные выставки
Элементы
музейной деятельности в настоящее время активно используются в работе большей
части библиотек. Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном
относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема
музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием
экспозиции, посвященной какому-либо определенному человеку — ученому, писателю,
поэту, артисту. Фонд музея будет содержать: книги, сборники трудов данного
автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об
авторе из журналов и газет; награды.
Как правило,
библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых
увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам
библиотеки бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные
с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Но библиотека может
собрать весь репертуар выдающегося деятеля, ретроспективные и современные
публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке
должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному деятелю.
Не только
публичные, но и национальные и вузовские библиотеки обращаются к внедрению
элементов музейной деятельности. Это связано с поиском новых направлений и форм
реализации научной деятельности, повышением активизации профессиональной
деятельности сотрудников, актуализацией просветительской и воспитательной
функций библиотеки. Например, библиотека, создающая музей вуза или музей
библиотеки, является организатором изучения истории высшей школы и
библиотечного дела в своем регионе, что можно рассматривать как часть
краеведческой работы.
В наиболее
крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов,
включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции,
посвященные истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в
Российской национальной библиотеке.
Главный
библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной
библиотеки Удмуртской республики О. Г.
Колесникова в аналитической справке «Музейная деятельность библиотек России» в
зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций выделяет некоторые их типы и виды. Прежде
всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при
библиотеке».
Музей при
библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки
или сектор при каком-либо отделе).
Библиотека-музей – учреждение, где на первый план
выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская
библиотека-музей ЦБС г. Белгорода, Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная
районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус
такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика.
Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет
углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки
при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так
и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична –
это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта,
картины, скульптуры.
Библиотеки-музеи
и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это
музеи книги, отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность –
наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в
качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ,
РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского
государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей
детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.
Музеи истории библиотечного дела по своему
содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная
особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития
библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в
Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания,
Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К.
Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.
Музеи истории отдельных библиотек
Культурная
миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных
человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания
о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных
музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки
РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И.
Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).
Персональные музеи
Множество российских библиотек носят имена
выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках
часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят.
Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица
выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления
и методика работы, а также традиции библиотеки.
В 1998 г. решением топонимической комиссии
администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской
Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая
Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение
духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с
Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а
также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба». В
экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома
Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского
дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий
поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала
почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его
гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы,
автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов
«Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные
полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова);
мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и
творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и
друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта
не только российских, но и зарубежных авторов.
Литературный
музей Николая Рубцова работает по целевой программе «Музей – читателям
библиотеки». Здесь проводят поэтический салон «Литературный Петербург» и
Всероссийский конкурс творческих работ «Мой Рубцов», организован клуб любителей
поэзии поэта «Рубцовская суббота».
Тематические
музеи при библиотеках выбирают в качестве профиля какую-либо конкретную тему
или предмет. Мемориальная функция этих музейных экспозиций развивается в русле
изучения и популяризации избранной тематики.
Основная цель организации
историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках
заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов,
населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В
целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все
другие.
Виртуальные
музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной
сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для
создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок,
коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у
Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков»), Костромской УНБ (музей А. Ф.
Писемского), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и
общественного деятеля Станислава Золотцева), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е.
Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru»).
Используя в
работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют
новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для
пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя
поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной
составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным
творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при
библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным
расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря.
Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке,
если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку,
сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей,
жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.
Музейные экспозиции в библиотеке: методика создания
Любая работа по
созданию музея начинается со сбора материала, т.е.формирования музейных
фондов.Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав
основного фонда входят все подлинные памятники материальной и
духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником
наших знаний по истории природы и общества.
Существуют
различные классификации основного фонда. Основной принято считать
классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет:
- вещественные,
- письменные,
-
изобразительные,
- фоно- и
киноисточники.
К вещественным источникам относятся:
- предметы быта
(археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь,
игрушки, детали жилищ и др.);
- орудия труда,
производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая
продукция;
- особая группа
вещественных памятников - оружие и военное снаряжение (остатки и детали
оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки).
К группе
вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты,
бумажные денежные знаки, медали, значки.
Вторую группу
материалов основного фонда составляют письменные
источники. Это:
- рукописные и
печатные материалы:
- письма,
различные записи, дневники, научные и литературные труды (как опубликованные,
так и неопубликованные),
- разнообразные
документы местной власти и частных лиц. В основной фонд включаются экземпляры
книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники
информации по тематике музея.
Например, в
собрании письменных источников музея истории библиотеки могут войти подлинник
(или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении
библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал о ее открытии, журналы
первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей,
поэтов, знаменитых земляков и др.). В основной фонд включаются листовки,
объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными
учреждениями и общественными организациями.
Третью группу
памятников основного фонда составляют изобразительные
источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные
материалыи произведения изобразительного искусства. Довольно
многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в
разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, об их
непосредственных участниках.
Иногда музеи
получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей, которые
занимались любительским или профессиональным фотографированием. Такие собрания
включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, - этим, в
частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю. Частью изобразительных
источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем
и таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах.
Наряду с
документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся
произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их
значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие
источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их
конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются
произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на
документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее
внутренний мир человека или динамику событий. Копии, репродукции произведений
изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские
оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в
состав основного фонда. К группе изобразительных музейных материалов относятся
коллекции марок и открыток.
Четвертая группа
предметов основного фонда - фоноисточники.
Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты.
Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом
случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со
старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками.
Пятая группа
- киноисточники, зафиксировавшие
исторические, культурные события жизни села или города, уникальные природные
явления.
В
состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для
нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и
демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные
тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии.
Большую роль в
экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном
фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды
текстов:
- ведущие
тексты, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они
помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел
и прочел;
- оглавительные
надписи - названия разделов, комплексов, залов.
Самая трудоемкая
работа - составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток. Каждая этикетка
состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных
объяснений. Этикетки должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог
легко и быстро узнать, что за предмет, какую роль играет в экспозиции, а при
желании - получить более подробные сведения о нем. Очень важно не только
составить текст этикетки, но и правильно расположить его.
Правильно
сделанная этикетки выглядит так:
А. И. Иванов / 1885-1905/ Рабочий N-ского завода,
большевик.
В дни московского декабрьского вооруженного
восстания 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих Погиб на баррикаде. С
фотографии 1901 г.
В этикетке к
письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко
сформулировать идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно
прочесть, в этикетки излагается краткое его содержание:
Письмо И. А. Сазонова с фронта 16 января 1942 года
И. А. Сазонов сообщает матери и жене об успешном наступлении советских войск
В этикетке к
фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а
также дается характеристика изображенных событий. Если этикетка относится
к портрету какого-лица, то указываются, прежде всего, даты жизни, а затем
дается краткая характеристика.
Фото. Демонстрация рабочих. Казань, ул.
Воскресенская, 1917 г., ч/б Размер 18х24
Если на
фотографии запечатлена группа людей, необходимо по возможности указать сведения
о каждом из них (фамилия, имя, отчество, должность, род занятий, даты жизни и
т.д.). Задачи организации хранения музейных фондов состоят в создании таких
условий, которые обеспечили бы сохранность коллекции от хищения и порчи, предотвратили возможные повреждения и разрушения экспонатов, создали наиболее благоприятные условия для их использования.
условий, которые обеспечили бы сохранность коллекции от хищения и порчи, предотвратили возможные повреждения и разрушения экспонатов, создали наиболее благоприятные условия для их использования.
Большое значение
для сохранности подлинных материалов имеетхранительное оборудование. Самым
простым типом оборудования являются стеллажи, которые применяются для хранения
предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, крупных металлических
экспонатов и т.п. Используются также закрытые шкафы с передвижными полками.
Документы, листовки, фотографии, рисунки и другие виды письменных и
географических материалов нужно хранить в папках с клапанами. Каждый экспонат в
папке должен быть переложен чистой бумагой.
При экспонировании
запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашной
живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями. Также
категорически запрещается укрепление гвоздями, булавками, кнопками предметов,
сделанных из ткани. Помимо механических повреждений (разрыв тканей), это
приводит к появлению ржавчины. Предметы одежды в экспозиции и в хранилище
желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, которые обматываются
чистой ватой и обшиваются холстом. Музейные экспонаты требуют определенной
температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения
для экспозиции и хранения должны быть сухие и хорошо вентилируемые. Температура
воздуха в них должна быть в пределах от + 10 до 25 градусов по С. Основной
профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не
реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей
размножению вредителей.
МУЗЕЙ СОЗДАН.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Музей - это
«живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция
должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. На все это нужны
финансовые средства. Важно, если у библиотекаря будут единомышленники из числа
руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков.
Не случайно на базе каждого музея при библиотеке работает кружок или клуб.
Именно с их участниками библиотекарь ведет поисковую и исследовательскую
работу.
Любая выставка,
тем более музей, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа в
музее не менее важна, чем создание экспозиции. Основная форма работы с
посетителями - экскурсии. По свидетельству самих библиотекарей,
основные посетители мини-музеев - учителя (т.к. программу каждого школьного
предмета они стараются дополнить материалами по родному краю) и дети, которых
привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины. Базируясь на
экспозиции своего музея, библиотекари получают возможность проводить самые
разнообразные мероприятия. Чаще всего совместно с учителями организуются уроки
истории для школьников. Библиотекарь на основе музейных экспонатов проводит
беседу-экскурсию, углубляющую знания, полученные в школе.
Организованные
при музеях кружки и клубы дают возможности для более углубленной, активной,
творческой работы.
Все имеющиеся
при библиотеках мини-музеи - непрофессиональные, самодеятельные. И если
библиотекарь решается на эксперимент по его организации и специализацию своей
библиотеки как «библиотека-музей», ему необходима музейная подготовка.
Навыки в области
музейного дела в настоящее время библиотекарь может получить путем
самообразования, на региональных курсах повышения квалификации, стажировки в
региональном государственном музее, близких по профилю, в системе повышения
квалификации ЦБС. Сложившаяся сельская реальность способствует созданию
нового комплексного учреждения культуры. Библиотека и музей не просто
соседствуют под одной крышей - они стремятся к новому качеству, хотят стать
учреждением со своей спецификой, задачами, формами работы.
Подводя итоги,
нужно признать, что организация музеев при библиотеках требует значительных
временных, интеллектуальных и материальных затрат. Конечно,
энтузиаста-библиотекаря, увлеченного идеей создания музея, эти трудности не
остановят. Но тем библиотекарям, которые еще сомневаются в правильности выбора
или только приступают к созданию музея, нужно взвесить все «за» и «против».
Однако опыт коллег в различных регионах показывает, что трудности различного
рода вполне преодолимы. Музей при библиотеке не только служит источником
привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность
библиотеки, но и формирует новую мотивацию у ее традиционных посетителей.
Публичная библиотека поворачивается перед различными категориями
населения теми гранями деятельности, которые интересны именно данной,
конкретной группе людей.
Библиотечно-музейные выставки как одна из форм
музейной деятельности
Библиотеки и
музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные,
информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение,
демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по
содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную
структуру. Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что
привычное представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте
культуры, хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи
обладают потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю
поиск достоверных сведений.
Особенности музейной
работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое
качество библиотечных услуг. Таким образом, внедрение элементов музейной работы
деятельность библиотеки намного усиливают информационно-образовательную и
культурно-просветительскую функции библиотек.
Не остались в
стороне от изменений и выставки, постепенно превратившиеся из
обычного показа (демонстрации) книг в подлинные экспозиции. На
сегодняшний день библиотечная выставка представляет собой авторский
образовательный проект, в котором как сотрудники, так и пользователи получают
информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии.
Выставочная
деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её
проектирование, организацию и создание. Сочетание разнообразных форм и методов
работы, компьютерные технологии позволяют традиционную выставочную
деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему
продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.
Комплексная (книжно-иллюстративная)
выставка музейного типа - это синтез библиотечной и музейной выставок.
Она включает в себя печатные издания, раритетные материалы, иллюстрации и
предметы. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют
более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более
глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. То
есть книги и экспонаты существуют в едином пространстве и сообща создают
целостный визуальный образ.
По аналогии с
терминами «библиотечная выставка» («библиотечная выставка» – публичная
демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и
других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для
обозрения и ознакомления) и «музейная выставка» («музейная
выставка» – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация
музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически
и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и
общественных явлений) исследователь Ю.А. Демченко предлагает новый
термин для обозначения данного вида.
Библиотечно-музейная
выставка (БМВ) – выставка, объединяющая в едином визуальном и
ассоциативном пространстве издания и музейные экспонаты. При этом библиотека не
располагает собственным музейным фондом. Музейная деятельность является
второстепенной по отношению к библиотечной и заключается в отборе, изучении и
экспонировании музейных предметов. Предлагаемая трактовка более кратко и точно
отражает синтетический (интеграционный) характер таких выставок.
На основании
различного взаимодействия экспонатов и книг на выставке выделяют 5
разновидностей библиотечно-музейных выставок:
¾ выставки, где
экспонаты иллюстрируют содержание изданий;
¾ выставки, где
издания поясняют экспонаты;
¾ выставки, где
экспонаты выступают в качестве символа;
¾ выставки, где
экспонаты служат фоном для книг и периодических изданий;
¾ выставки, где
присутствуют все перечисленные выше формы взаимодействия изданий и экспонатов.
Высший
уровень библиотечно-музейной выставки характеризуется органическим единством
печатных, предметных, художественных и технических средств. Библиотеки,
организующие циклы библиотечно-музейных выставок, не ставят перед собой целью
открыть собственный музей. Их взаимодействие с другими учреждениями, профиль
которых имеет отношение к проблематике просмотров, позволяет избежать
дублирования информации.Библиотечно-музейные выставки привлекают внимание
пользователей, удачно вписываются в интерьер библиотеки.
Их организация требует меньше материальных затрат, чем
музейная экспозиция. С другой стороны, библиотечно-музейная выставка требует от
сотрудников знания библиотечного фонда и основ музейного дела, художественного
вкуса, общей эрудиции. Для организации работы при подготовке данного вида
выставок целесообразно создание творческого коллектива из представителей разных
отделов библиотеки.
Диапазон выставочной деятельности современных библиотек в силу
уникальности и универсальности библиотечно-музейных выставок как феномена
библиотечной коммуникации, позволяет привлекать пользователей; активизировать
творческую и познавательную деятельности; формировать информационную культуру
пользователей; развивать навыки управления коллективной и индивидуальной
деятельностью; осуществлять непрерывное образование библиотечных кадров.
Возрастание роли
музейной составляющей в деятельности библиотек привело к разнообразию форм
выставочной и просветительской деятельности, вызванное не только возможностями
современных информационных и мультимедийных технологий, но и неформальным
творческим подходом библиотечных специалистов к организации выставочных
экспозиций.
Библиотека,
используя в своей работе элементы музейной деятельности, трансформируется и
формирует новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный
для пользователей. Цель трансформации – раскрытие информационного,
научно-образовательного и культурного потенциала фондов библиотеки. С нею логически
связана другая – привлечение внимания к многочисленным документам, которые
могут быть в дальнейшем использованы в учебном процессе и исследовательской
деятельности пользователей.
Литература по
теме:
1. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия.
Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы,
социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной
ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
2. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или
социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
3. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность
библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере
общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии : прилож. к
журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
4. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности
общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность
публичных библиотек : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2
июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
5. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам
музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.
Составитель: Н. В. Иванова, зав.отделом
библиотечного маркетинга и инноваций
Комментариев нет:
Отправить комментарий