вторник, 15 сентября 2015 г.

«Художественная литература – средство нравственного и эстетического воспитания»


Сборник методических материалов

Художественная литература –
средство нравственного и эстетического воспитания


Художественная литература – это разновидность искусства, являющаяся самым мощным средством познания человека, инструментом, который влияет на происходящую действительность. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно – формирует личность человека.
Создатель литературы обобщает различные жизненные происшествия и явления, затем строит типовые образы, и при этом показывает свое личное отношение к данным событиям или происшествию. Значение писателя и его творчества, а, следовательно, и литературы сказываются в том, насколько правдиво и правильно отображены и высказаны интересы и мечты людей. Художественное творчество предназначается для того, чтобы служить народу. В литературных произведениях мы познаем минувшие, нынешние и, конечно же, видим будущие мечты человека. В воображении начинают формироваться новейшие понятия, в глубине души рождается неведомое до этих пор чувство. И только литературные произведения и труды мы воспринимаем в первую очередь своим сердцем, а затем и практичным разумом, и здравым смыслом.


Интернет-энциклопедия «Википедия» дает следующее определение художественной литературе:
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Художественная литература обладает огромной общественно-политической, воспитательной и познавательной ролью. Потому что в ней представлена история всего народа, его борьба за свою волю, за свою удачливую и счастливую жизнь, за битву против национального, а также социального гнета. В литературе честно и справедливо отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и, конечно, надежды людей.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению «Академик» перечисляет следующие функции художественной литературы:
1)                 эстетическая функция  - пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала.
2)                 воспитательная функция . Художественная литература — могучее средство идейного и нравственного воспитания народа в духе передовых, гуманных общечеловеческих идеалов.
3)      познавательная функция .
Художественная литература аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития.
4)      коммуникативная функция
(от лат. communnicatio; commuico — делаю общим, общаюсь). Художественная литература — особое средство коммуникации (связи, общения, сообщения) между людьми, между человеком и обществом, между поколениями.
5)                 гедонистическая функция (от греч. hedone — наслаждение). Художественная литература — источник радости, эстетического наслаждения, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.

Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех «благородных понятий и чувств», которые выражены в произведении.
В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.
Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д.  О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.

Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.
Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.
Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.
В то же время, являясь одним из видов искусства,— искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
В периоде всей своей вековой истории наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Она находится на достойном месте в мировой культуре.
На церемонии вручения государственных премий Президент Владимир Путин заявил, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы. Он также добавил, что подписал указ о формировании президентского совета о русском языке. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент.
В соответствии с поручениями Президента РФ по итогам Российского литературного собрания, 12 февраля 2014 г. в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям состоялось расширенное совещание по подготовке предложений о проведении в 2015 г. в Российской Федерации Года литературы.
Помимо идеи книжной столицы России (когда НКЯ «Книги России» предполагается проводить не в Москве, а ежегодно в разных областных центрах России), литературных экспрессов, парада литературных героев по Красной площади, конкурсов и литературных встреч, обсуждались и межведомственные проекты.
·         Роспечать начинает подготовку «Литературной карты России», в которой по всем регионам будет представлена инфраструктура чтения: библиотеки, книжные магазины, книжные клубы. Логичным завершением этого проекта станет внесение в перечень индикаторов оценки деятельности губернаторов критериев поддержки чтения и литературы.
·         Александр Архангельский, писатель, публицист
В современной ситуации нужна, прежде всего, поддержка не книги, а чтения, поскольку для определённых регионов, социальных слоёв и групп важно даже «низовое» чтение, которое сохраняет «инстинкт чтения».

Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек. Именно на ее выполнение направлены усилия библиотекарей путем обеспечения доступа ко всем видам информации, предоставления разнообразных услуг, создания максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Взаимоотношения библиотек и молодежи несколько усложнились, впрочем, как и везде. И это неудивительно: сегодня книга уступает лидирующее место более современным, не печатным источникам информации. Предпочтения отданы информационным технологиям, Интернету. В крупных библиотеках появилась новая категория пользователей  – удаленные пользователи. Все успешнее развивается и становится актуальной система виртуального обслуживания пользователей.     
«Для души» молодежь предпочитает современные произведения в жанре «фэнтези», детективы, мелодрамы. К сожалению, не проявляют интереса к более глубокому системному чтению.
 Усилия библиотек в продвижении книги и чтения среди молодежи должны быть направлены:
— на поддержание образовательного процесса,
— комплектование фондов необходимыми изданиями по всем отраслям знаний, художественной литературой,
— оснащение современными техническими средствами.
— развитие библиотеки как центра чтения, популяризующего все многообразие мирового литературного наследия.
     Что делать, чтобы ситуация менялась к лучшему? В первую очередь создать такую атмосферу в обществе, чтобы престижно было читать. Вести рекламу возможностей библиотеки в предоставлении информации.
     Роль библиотеки в продвижении книги, чтения может возрасти при условии нормального комплектования фонда библиотеки в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами современных читателей, а также за счет расширения функций, не только как книжных хранилищ, но и как конкурентоспособных информационных центров.



Открываем богатства журнального царства
(работа с периодическими изданиями для детей и подростков)

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.
От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами.  Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.
В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.
Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают  многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.
Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.
К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени,  располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.
Данные рекомендации помогут работникам библиотек правильно организовать работу с такой важной частью фонда, как периодические издания.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.
Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.
Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.
Предлагаем названия выставок, так или иначе связанных с представлением периодики:
·         «Наша пресса – на все интересы»,
·         «Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,
·         «Что лист печатный нам готовит»,
·         «Страна Журналия»,
·         «Почтовый дилижанс»,
·         «По страницам модных журналов»,
·         «О чем рассказывают журналы» и др.
На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:
          «Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

Памятка «Как читать газету и журнал»
  1. Для ежедневного чтения определи 2-3 газеты (журнала). Одна из них центральная, например, «Комсомольская правда», другая местная, чтобы быть в курсе событий города, района. Прочие газеты (журналы) – на твой вкус и интересы.
  2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.
  3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.
  4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.
  5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.
  6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.
  7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.
  8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.
  9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.
В молодежной аудитории лучше использовать активные  формы работы с периодикой с привлечением самих ребят. К примеру, конкурс «Журнальный коктейль», состоящий из двух этапов:
I.                   Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно  использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:
·         Автор газетного или журнального материала (журналист).
·         Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).
·         Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)
·         Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)
·         Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).
·         С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).
II.                Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.
       Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:
  • Пресс-час «Королевство красоты»,
  • Круглый стол «Пресса нашего края»,
  • Пресс-весы «Периодика: за и против».
Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:
ü  Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND»,
ü  Конкурс «Журналистское расследование»,
ü  Блиц-опрос «Мой любимый журнал».
«Призовым фондом»  в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.
            Одним из заданий в любом посвященном  периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:
Ø  Журналята – юные корреспонденты;
Ø  Журналюди – люди, работающие в журнале;
Ø  Журналище – большой журнал;
Ø  Журналенок – меленький журнал;
Ø  Журналеди – корреспондент женского пола;
Ø  Журнамен – корреспондент мужского пола;
Ø  Журналюб – любитель журналов;
Ø  Журналацци – папарацци, работающие на журнал.
           Эффективной формой популяризации журналов и газет среди детей станет День периодики. На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями , как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.
        Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий:
ü  Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,
ü  Пресс-тусовка «Весь журнальный хоровод в гости Печкин приведет»,
ü  Веселый калейдоскоп «Эти журналы – самые-самые!»,
ü  Мастер-класс «Это наш мышонок Тим, играй и делай вместе с ним!» (по журналу «Коллекция идей»),
ü  Журнальный КВН «К прессе – с интересом!»,
ü  День прессы «Читай, листай – мир узнай!»,
ü  Премьеры и презентации новых журналов,
ü  Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации»,  и многие другие.
                  Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления  викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека.  И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.
                 В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

«Отдыхаем с книжкой: летнее чтение»
Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, привить любовь к книге.
 Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать летний отдых. 
Чем заполнить свободное время  детей и подростков? Как сделать, чтобы  летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены  летние  программы. Они включают в себя:
·         привлечение детей и подростков в библиотеку,
·         организацию их летнего досуга;
·         развитие интеллекта школьника через игру и книгу;
·         совместное творчество детей и их родителей
На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ, по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга,  я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».
Эти программы интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.
В летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.
Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана  ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними  необходимо проводить  подвижные игры, спортивные  праздники, олимпиады.
Мероприятия  следует проводить  как с  организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.
Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.
Можно предложить читателям и такую игру: «Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в летней программе «Робинзон – 2012». В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде буклета.
Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным темам. 
Помимо программной, можно предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно познакомиться на красочно оформленных выставках:
ü  «Секреты летнего чтения»
ü  «Лето – это маленькая жизнь»
ü  «Король – оранжевое лето»
ü  «Учусь читать по слогам» (для будущих первоклассников) и др.
Непременные атрибутами этих выставок могут  быть закладки, памятки, рекомендательные аннотированные списки литературы.
 Особой популярностью пользуются  такие формы  библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования.  Словом, не только чтением ограничивается  досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.
Несмотря на  подвижные  летние забавы, ребятам можно предложить  с увлечением посещать  занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости», которые открываются  в летний период при библиотеках.
Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам  общаться с этой умной техникой на «ты».
Особое  внимание необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.
Для любителей  интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.           
 Многие библиотеки  могут  активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов,  организовать  показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.
 Интересна такая форма работы,  как  организация летнего читального зала.  Целью этой работы является продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом  его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.
Библиотеки открывают передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят  можно пригласить  в стены «книжного царства», где  их знакомят с новинками  литературы, детскими газетами и журналами.
Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря»,  «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница»,  провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно привлечь детей к редактированию каталогов и картотек. 
Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:  
Ø  экологическое воспитание  
Ø  краеведение
Ø  нравственно-эстетическое воспитание 
Ø  привитие интереса к чтению
Ø  творческое развитие детей
Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании. Остановимся подробнее на каждом из  указанных направлений.
Экологическое воспитание
Его цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов: Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.
 Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием  могут принимать   участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом»,  можно предложить  создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.        
Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят  мероприятия с выходом на природу:
·         «Живой родник» - занимательная экологическая экскурсия
·         «Мы идем в поход» - экологическая игра
  Можно организовать  «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от  мусора.
 Неизменным успехом у детей и подростков пользуется  игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений», День здоровья, на котором  составляется «Дерево здоровых привычек», заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».   
Неизменный интерес вызывает  литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые  активные читатели библиотек.
Краеведение
Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.
Летние чтения могут пройти под девизом  «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой». Работа библиотек по краеведческому просвещению  включает в себя три основных направления:
·         «Наш общий друг – природа» (природа, экология края)
·         «Писатели и поэты родного края»                                                    
·         «По родной сторонке»                                                              
Библиотекарям  следует предлагать  читателям произведения писателей родного края, участвовать  в конкурсах, викторинах, выполнение различных творческих заданий, встречи с интересными людьми .
 В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:
·         «Каким я вижу свое село» - конкурс рисунков,
·          «Родная улица моя» - познавательный час,
·         «Край чудес» - краеведческая  игра-викторина,
·         «Листая страницы истории» - экскурс в историю,
·         «Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие.
Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка.  Именно от  его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.
Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».
Итоги подводятся на общем библиотечном празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.
Нравственно-эстетическое воспитание, привитие интереса к чтению
Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.
 Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом.
Чтобы привлечь детей к чтению, следует использовать игровые формы работы, конкурсы, создавать различные кружки, клубы, объединения. Все мероприятия должны проводиться так, чтобы присутствующие были не только зрителями, но и полноправными участниками происходящего, например:
·         «Турнир поэтов»:  поэтический конкурс
·         «Путешествие в Читай-город»: праздник для любителей книг
·         «Необыкновенные приключения»: литературная викторина
Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки  проводят блицтурниры,  литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великого поэта.
 «Литературная беседка» - под таким названием можно организовать  программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развить  фантазию, приобрести навыки общения. 
Подобные мероприятия имеют не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.
Творческое развитие детей
  Решая задачу привлечения детей к чтению,  библиотеки способствуют развитию литературных и творческих способностей.
Особенно  популярны  летом конкурсы рисунков на асфальте: «Ах, это лето!», «Пусть всегда будет солнце» и др.
Летом можно организовать творческую мастерскую «Пестрый городок», на базе которой дети будут  рисовать, заниматься  пластикой, изготовлять поделки из природного материала. Результатом работы творческой мастерской станет выставка детского творчества «Природа и фантазия» и выставка рисунков «Сказочная страна».
Конкурс  «Мы рисуем Мир» также привлекает внимание читателей, прежде всего, возможностью творческого самовыражения. Все  желающие подходят к доске с маркерами и разноцветными фломастерами и пытаются передать свое представление о счастливом детстве.
Библиотеки  могут организовать целый город со своей «Площадью развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых дел», и собственным издательским домом.
Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются  многоплановостью: это часы затей,  кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка», сочинений «Любимая книга моей семьи».
Творческая и плодотворная  работа  библиотек в летний период  еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает их престиж  в обществе.   С уверенностью можно сказать, что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы. 



Список источников:
1.      Егорова, Е. Азарт чтения. Как его вернуть молодым [Текст] / Е. Егорова // Библио-Поле. – 2010. - № 2. – С. 44-46.
2.      Купниченко, Е. Будем с книжками дружить [Текст] / Е. Купниченко // Библио-Поле. – 2011. - № 10. – С. 10-13.
3.      Трофимова, Л. Начнем со слова [Текст] / Л. Трофимова // Библио-Поле. – 2011. - № 10. – С. 14-16.
4.      Дудникова, Е. Легко ли найти общий язык с читателем? Результаты анкетирования пользователей детских библиотек [Текст] / Е. Дудникова // Библио-Поле. – 2011. - № 7. – С. 39-41.
5.      Гущанская, Н. Книга, как и прежде, всех нужней [Текст] / Н. Гущанская, Н. Колоскова // Библио-Поле. – 2011. - № 2. – С. 20-23.
6.      Дектева, Л. Расширяя границы детского чтения. Пусть всегда будет книга [Текст] / Л Дектева, М. Буслаева // Библио-Поле. – 2012. - № 10. – С. 18-22.
7.      Пустовалова, Н. С чего начинается любовь к малой Родине. Опыт работы по привлечению младших школьников к чтению литературы героико-патриотической тематики [Текст] / Н. Пустовалова // Библио-Поле. – 2012. - № 7. – С. 38-39.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...