Есть истина в
мире такая –
Великие вечно
живут.
О них и стихи
сочиняют,
И лучшие песни
поют.
Сегодня, о вас
вспоминая,
Минутой молчанья
вставая,
Мы чтим Вашу
память уже.
Здравствуйте,
дорогие друзья! Приближается очень значимая для нас дата - 26 марта - день
памяти Михаила Александровича Ульянова, имя которого носит наша библиотека. И
сегодняшняя наша встреча - это дань любви, уважения и признания великому
человеку, знаменитому земляку.
Давайте
сегодня вспомним о М. Ульянове и в очередной раз прикоснемся к его творчеству.
Родился
Михаил Александрович в нашем районе в селе Бергамак. Кроме него в семье была
сестра Маргарита. Мать - Елизавета Михайловна была домохозяйкой. Отец Александр
Андреевич работал председателем сельхозартели. Прошел войну и позже был
Председателем Тарского Горисполкома, горкомхоза. Работа отца была связана с
частыми переездами, поэтому Михаил с 3-х лет жил в Екатериновке, с 7 лет
- в городе Тара.
Миша
Ульянов рос обыкновенным сибирским мальчишкой и едва ли не случайно стал
актером - в городе Таре, будучи еще школьником, занимался в театральной студии,
организованной во время войны эвакуированным режиссером и талантливым педагогом
Евгением Павловичем Просветовым.
Вероятно,
что-то увидел в Мише Ульянове Просветов, во что-то поверил и сказал ему тогда:
«Миша, вам я думаю, надо продолжить актерскую учебу в Омской студии. Поезжайте.
Я вам советую».
Это
была и путевка в жизнь, и воплощение робкой мечты юного Михаила Александровича
об актерской профессии.
/
В августе 1944 года он отправился на перекладных в Омск, учится театральному
мастерству. Судьба была благосклонна к Михаилу - его приняли в театральную
студию Омского театра, где он постигал искусство актера.
Но
жила в его душе заветная мечта - поехать в столицу для
продолжения
учебы.
видео
об училище им. Щукина и театре им.Вахтангова
Наверное,
трудно найти более счастливую актерскую биографию, чем у Михаила
Александровича. В 1950 году Ульянов блестяще окончил училище имени Щукина и был
принят в труппу театра им. Вахтангова. Ему поручают главную роль в спектакле
«Крепость на Волге» - роль Кирова.
Впоследствии
он становится не только ведущим исполнителем и режиссером, но и - с 1987 года-
художественным руководителем театра им. Вахтангова.
Актера
театра и кино, художественного руководителя Театра им. Вахтангова, народного
артиста СССР Михаила Ульянова знают по фильмам и телепередачам, по театральным
и телеспектаклям, выступлениям на радио. За шесть десятилетий своей творческой
карьеры он достиг высокого актерского мастерства, которым, как он считает,
обязан своим замечательным партнерам и партнершам.
В
своих автобиографических книгах Михаил Александрович с теплотой и любовью
рассказывает о своих коллегах, о тех, кто многие годы бок о бок шел рядом с ним
в театре и кино.
«Оглядываясь
на прожитые годы, могу утверждать - чем крупнее как актер твой партнер, тем
лучше играешь ты. Тебе, конечно, труднее с ними, но в этой трудности - гарантия
твоего роста... По сути дела твой художественный рост, твое совершенствование
зависит от этого - кто работает рядом с тобой».
Сегодня
мы хотим вам рассказать о коллегах М.А. Ульянова, об актерах-юбилярах нынешнего
года. Поэтому не случайно мы назвали нашу встречу «Михаил Ульянов о тех, кто
рядом».
Есть
люди, которым судьба подарила звездное происхождение, и они, на самом деле
ничего из себя не представляя, живут отраженным светом популярных
родственников.
Актриса
театра им. Вахтангова, Народная артистка России, лауреат Государственной премии
Людмила Максакова - дочь знаменитой в свое время оперной певицы Большого театра
Марии Петровны Максаковой. Но всего, что она имеет, она добилась не благодаря
знаменитой матери, а «благодаря своему характеру, работоспособности, воли к
достижению цели».
Несмотря
на то, что мать ее была актрисой, Людмила Васильевна закулисным ребенком не
была. Ее день был подчинен строгому режиму, и посещение театра было для нее
величайшим поощрением, а не повседневностью.
От
строгой матери Л. Максакова унаследовала характер, внутреннюю дисциплину и
отношение к работе как к своей обязанности.
Нелегким
был путь Максаковой в искусстве. В первый раз идя на прослушивание в Щукинское
училище, она заблудилась: родившись и выросши в центре Москвы, совсем не знала
города. Молоденькая и наивная девушка решила стать актрисой не потому, что ей
вскружили голову слава, цветы и аплодисменты. Она на примере матери знала им
цену. Перевесила романтика - она хотела быть не собой, быть другой, сыграть и
прожить другую жизнь.
Театральное
училище им. Щукина Л. Максакова закончила в 1961 г. и в тот момент говорила о
себе так: «Я не подавала в училище никаких надежд и очень многих этим
раздражала».
Ее
дебютом на вахтанговской сцене стала роль Маши Чубуковой, некоей выпускницы
Гиттиса, которая создает народный театр (спектакль «Стряпуха замужем»). После
премьеры одни критики отметили в молодой актрисе «особую трогательность»,
другие писали, что это героиня крайностей», «не очень умная и не умеющая
мыслить самостоятельно». Тогда актриса Максакова еще только нащупывала свою тему
среди множества ролей, и этот тип «плохой хорошей» героини ей предстояло
сыграть еще не раз - и в театре, и в кино.
р.
Л. Максакова - человек, который не вписывается в рамки понятия «обычный». В
книге «Театр им. Вахтаногова» Наталья Казьмина пишет о ней так: «...изменчива,
как московская погода. Не до конца разгадана, как истинная вахтанговка.
Противоречива, как истинная женщина. Умна и самостоятельна, как истинный
мужчина. Авантюрна, как всякая настоящая актриса.
...
Люди, которые от нее далеки, побаиваются ее строгого языка, ее оценки,
кажущейся высокомерной, ее строгого взгляда. Люди, которые знакомы с ней лично,
рисуют образ совсем другой: демократична, сердечна, отзывчива. Все время
куда-то летит, кому-то помогает,«озабочена чьей-то судьбой, хлопочет вокруг
близких».
Насколько
разные впечатления о ней, настолько разными были и героини, которых она играла:
старая графиня в спектакле «Пиковая дама», которая тиранит себя и своих
близких, и служанка Виржини в «Чуде святого Антония», которая готова поделиться
последним.
М.
Ульянов говорил о ней: «Самоуспокоенность ей не свойственна, она развивается,
совершенствуется», - и в качестве лучших ролей назвал:
- Мамаеву
в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»;
- Машу
в спектакле «Живой труп»; герцогиню в «Стакане воды»;
- Адельму
в «Принцессе Турандот».
М.
Ульянов и Л. Максакова несколько раз вместе выходили на сцену - в спектаклях:
«Стряпуха замужем», «Принцесса Турандот», «Соборяне», «Без вины виноватые».
«Чем лучше и талантливее твои партнеры, тем лучше и профессиональнее
становишься ты сам», - писал М. Ульянов, имея в виду Ю. Борисову.
Борисова
окончила театральное училище им. Щукина в 1949 году, но работать в театре им.
Вахтангова начала еще в 1947 г., на II курсе Актрису редчайшего дарования
заметил выдающийся театральный режиссер того времени Р. Симонов, который
поставил специально для нее несколько спектаклей. Впоследствии и его сын
Евгений Симонов ставил для нее спектакли.
О
своем приходе в профессию Юлия Борисова рассказывала так: «Однажды школьный учитель
попросил меня прочесть на вечере стихотворение. Потом, позже учитель, не
подозревая, что пророчит мне будущее, возможно, в шутку, посоветовал мне стать
актрисой. Я как раз заканчивала школу, когда театр им. Вахтангова вернулся из
Омска в Москву и объявил конкурс для поступления в его театральное училище им.
Щукаина. Не знаю, что со мной произошло, но я решила поступать. Дома все были
категорически против. Но я попробовала, и меня приняли!».
А
по окончании училища ее сразу же зачислили в Вахтанговский театр. И играла она
с первых лет очень много. И первую премию получила в первые годы работы.
М.
Ульянов писал в книге «Реальность и мечта»: «Мне всегда нравилось играть в паре
с Юлией Константиновной. И если я сумел что-то сделать в театре, то в этом обязательно
есть и ее заслуга.
Женщины,
сыгранные ею - прелестные, немного неземные, странноватые, очень обаятельные,
легкоранимые, но и сильные - вошли не только в историю нашего Вахтанговского
театра, но и русского театра вообще».
Ульянов
много раз выходил на сцену с Ю. Борисовой, и в нескольких спектаклях, как он
сам выражается, ему «посчастливилось» играть сней главные роли. В основном это
были спектакли, где главной темой была любовь и борьба за нее. Так, в спектакле
«На золотом дне» Ульянов играл влюбленного в Анисью приказчика, в «Виринее» она
играла главную роль, он - роль Павла, в «Конармии» она - Марию, он -комдива
Гулевого, в «Идиоте» она играла Настасью Филипповну, он -Рогожина, в «Иркутской
истории» он - Сергея Серегина, она - Валю, в «Антонии и Клеопатре» он играл
Антония - солдата и буйного гуляку, который, словно малый ребенок, усмирялся
перед Клеопатрой.
Видео
От
«Варшавской мелодии» зрители вообще были в восторге. Несравненный дуэт Ю.
Борисовой и М. Ульянова навсегда останется одной из блистательных вершин театра
им. Вахтангова. В этом спектакле Борисова играла полячку Гелену, у которой не
сложились отношения с Виктором.
видео
Придя
однажды в Театр им. Вахтангова, Борисова, как и Ульянов, осталась верна ему на
всю жизнь и выступает на сцене более 60 лет.
«Таких
актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда
Вахтанговского театра. Она его великая планета» (Михаил Ульянов).
И
в кино Михаилу Александровичу везло на творческое партнерство с замечательными
актерами и актрисами.
Одним
из таких партнеров по киноцеху является Кирилл Лавров. Кирилл Юрьевич родился в
Ленинграде в семье актеров. Его отец был актером Большого драматического
театра, мать играла на сцене и работала на радио. Когда в середине 1930-х годов
начались чистки и преследования ленинградской интеллигенции, родители Лаврова
уехали в Киев, где отец стал одним из ведущих артистов Киевского русского
театра им. Леси Украинки. В этом же театре началась актерская карьера К.
Лаврова. После службы в армии в 1943-50 гг. он поступил в этот киевский театр
на должность артиста-стажера (актерского образования он не имел, т.к. не мог поступить
ни в одно московское театральное училище по причине отсутствия аттестата -
из-за войны он даже не окончил школу). Поэтому театральное мастерство в течение
5 лет он постигал на практике под чутким руководством отца.
1955
году Кирилл Лавров переезжает в Ленинград и поступает в труппу АБДТ и в 1992
году, после смерти Георгия Товстоногова, становится его художественным
руководителем (так же как и Ульянов в 1987 г. - худ. Руководителем Театра им.
Вахтангова).
М.
Ульянов и К. Лавров снимались в худ. Фильме «Живые и мертвые», где Лавров играл
роль Синцова, а Ульянов - командарма; и работали вместе как режиссеры второй и
третьей серии картины «Братья Карамазовы». Первую серию снимал И. Пырьев, но во
время съемок он умер, и руководство «Мосфильма» решилось на ответственный и
правильный шаг: закончить картину предложили Ульянову и Лаврову. Ответственный
потому, что это был риск, ведь Ульянов и Лавров были актерами и никогда не
стояли по ту сторону камеры, а правильный потому, что они были актерами в
главных ролях и как никто другой были заинтересованы в судьбе фильма, и потому,
что уже год проработали с Пырьевым и знали его замысел, привыкли к его манере.
Ульянов
и Лавров были единомышленниками и разделяли взгляды Пырьева на творчество
Достоевского, на то, какими должны быть Карамазовы на экране. И они справились
со сверхзадачей - раскрыли в фильме «Братья Карамазовы» беспощадную любовь к
человеку.
видео
Позже
оба - Ульянов и Лавров - снялись в экранизациях романа Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита», оба сыграли Понтия Пилата: Ульянов у режиссера Юрия Кары,
Лавров - у Владимира Бортко.
видео
К.Ю.
Лавров умер в 2007 г., через месяц после М. Ульянова, - так сильно переживал
потерю близкого друга. Именем К. Лаврова назван танкер ледового класса.
С
Ноной Мордюковой Ульянов впервые встретился на съемках фильма «Простая
история», где она играла Сашу. Он называл ее актрисой потрясающего таланта:
«Зритель видит на экране деревенскую женщину, снятую как бы скрытой камерой,
настолько Мордюкова естественна. Пожалуй, только профессионал сможет в полной
мере оценить эту простоту и восхититься, до конца так и не разгадав, как же
актриса этого достигает. Тут, как в любом истинном искусстве, важно то самое
«чуть-чуть». Чего стоит одна только ее фраза: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч,
но не орел!»... Интонация, поворот головы, выражение глаз... Она спрыгивает с
газика в грязь, ойкает и уходит прочь, В этом коротком эпизоде - вся горькая
история Сашиной любви, не нашедшей ответа».
видео
Совсем
по-другому пишет о съемках «Простой истории» сама Мордюкова: «Ульянов пришел
такой застенчивый, красный весь Я ведь была уже известная актриса, он меня
очень уважал, хотя был уже и не новичок в кино. Смущался еще и оттого, что
очень требовательно к себе относился, даже, я бы сказала, комплексовал -
постоянно был собой недоволен, когда приступал к новой роли. Таким он был всю
жизнь, даже когда стал уже маститым признанным актером».
Нона
Викторовна Мордюкова с детских лет мечтала сниматься в кино, но война помешала
сбыться ее планам. В оккупации в Краснодарском крае ей приходилось скрываться
от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию.
В
1945 году поступила во ВГИК, в 1950-м его закончила. В кино дебютировала в 1948
году в роли Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия». Дебют оказался удачным,
и Мордюкова за эту роль получила Сталинскую премию I степени.
С Михаилом Ульяновым она снималась не единожды, в фильмах «Екатерина Воронина»,
«Добровольцы», «Простая история», «Председатель»; много они поездили по стране
с концертами. Когда Ульянова не стало, Н. Мордюкова очень тяжело переживала эту
потерю. «У меня умер родной брат Миша Ульянов, - говорила она. Он был очень
обходительным, предупредительным с женщинами... И при этом не бабник, никаких
романов на стороне, всю жизнь любил только свою жену».
Н.
Мордюкова умерла в 2008 г. на 83-м году жизни. За свою творческую карьеру она
снялась в 62 фильмах, имеет звание «Народная артистка СССР», награждена
многочисленными премиями и наградами.
В
книге «Реальность и мечта», ставшей исповедью актера, в главе «О тех, кто
рядом», М. Ульянов писал: «... человек живет не только семейной близостью. Для
него не меньше важны привязанности дружеские, а их мне давала моя работа в
театре и в кино».
М.
Ульянов счастливый человек и актер, потому что сцена и съемочная площадка
сводили его с людьми, близкими по духу, талантливыми, увлеченными своим делом,
просто интересными.
Сегодня
мы рассказали вам о некоторых из них. А впереди новые встречи, встречи с
Михаилом Ульяновым, с миром театра и кино, с миром прекрасного.
Дорогие
друзья! Благодарим вас за внимание! До новых встреч!
Комментариев нет:
Отправить комментарий