четверг, 24 сентября 2015 г.

Выставочная деятельность: традиции и новации


В настоящее время в связи с глобальной информатизацией общества инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Сегодня мы поговорим о традициях и об инновациях в выставочной работе детских библиотек.
Существует несколько определений понятия «книжная выставка». Они опубликованы в «Справочнике библиотекаря», «Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям», «Кратком справочнике школьного библиотекаря». Суть их в одном:

Книжная выставка – традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на:
- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов;
- информирование пользователей о новых поступлениях;
- пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания.
             Выставки относятся к наглядным формам массовой работы и имеют преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок). Это положения традиционной теории, которых библиотекари обязаны были придерживаться в своей работе.


Выставочная работа существует достаточно длительное время, сложилась определённая система традиций в данной области, обусловленная социальной миссией библиотеки: сохранять, распространять, формировать, развивать. С учётом этого инновации в выставочной деятельности направлены на внедрение новшеств, которые позволят наиболее эффективно реализовать задачи выставочной работы, а не сводиться только к внедрению информационных технологий.

Организация  библиотечных  выставок

Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов. Методики организации конкретных библиотечных выставок – совокупность методов, приёмов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретных целей, в нашем случае создание экспозиций, отвечающих потребностям некоторой группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки, могут быть разнообразными, т.е. какие-то технологические моменты включать (этапы), какие-то – нет.



Алгоритм оформления выставки
1. Уточнение, согласование, выбор темы.
Тема должна соответствовать двум требованиям:

Во - первых, должна быть актуальной (проблемной) на сегодняшний день и интересной.
Во -вторых, тему необходимо конкретизировать. Например, выставка на тему « Жизнь и творчество А.С. Пушкина» очень объёмная по содержанию, поэтому лучше её конкретизировать и выбрать в качестве темы определённый период жизни писателя «Лицейские годы», «Болдинская осень», жанр или тему в творчестве «Повести Пушкина», «Любовная лирика», малоизвестные факты биографии «Неизвестный Пушкин».
Если это отраслевые выставки, целесообразно разрабатывать выставки не по одной отрасли знаний, а на их пересечении. Так как именно здесь могут возникать проблемные вопросы. Например, генная инженерия, клонирование и этика.
2. Целевое и читательское назначение. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.
Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодняшний день они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные.
3. Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, СБА (каталоги и картотеки), выявляем все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видео- материалы. Подбираем их в фонде, знакомимся, отбираем соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаём документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.
4. Определение структуры выставки - определение заголовка, названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Главное требование здесь - структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Заголовок должен быть:
- информационно ёмким
- лаконичным (4-5 слов)
- нешаблонным (свиток, книга…)
Заголовком может быть крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из песни, стихотворения («Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…», «С чего начинается Родина», «Посеешь характер -пожнёшь судьбу »).
Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяем количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий характер.
Самые разнообразные предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставок, помимо художественных элементов (иллюстраций – портретов, плакатов, репродукций, фотографий и т.д.):
- декоративные элементы – цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель и др.;
- природный материал – шишки, ракушки, камни, корни, ветки;
- творческие работы – рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения;
- вещи и предметы, помогающие создать образ человека или
эпохи – веер, свечи, бинокль, солдатский котелок и др.
Обязательное условие при работе особенно на данном этапе – соблюдение вкуса и чувства меры.
5. Группировка документов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранные документы группируем согласно разделам выставки.
6.Оформление книжной выставки. Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей детской библиотеки. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть содержание книги, её ценность. Это позволит сделать восприятие книги юными читателями более понятным, эмоциональным, образным.
Выставка должна привлекать непроизвольное внимание читателей. Соблюдая правила библиотечного дизайна, имея высокий уровень эстетического вкуса, библиотекарь может создать выставку привлекательную и интересную.
Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах профессиональных журналов?
* Тумарь В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений / В.Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78.
Вот что:
– использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт;
– правильно подбирать и сочетать цвета. Желательно использовать при оформлении не более трёх. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием « Разноцветные страницы», «Весёлая мозаика»;
– правильно подбирать шрифты (соответствие содержанию выставки)
– наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала;
– объёмную организацию информационной среды – разрезанные смещённые иллюстрации – оживляет визуальное пространство;
– объёмные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов;
– подвесные цитаты;
– атрибутивные ряды – дублирование изображений, или в разном масштабе, или в разных ракурсах;
– фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно;
– ленты, какие-то символы: листочки, цветочки и т.д.
7. Реклама выставки. Как и любая форма деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламе, одновременно являясь способом рекламы самой библиотеки, проявлением её фирменного стиля – чем более интересны и привлекательны библиотечные выставки для пользователей, тем приятнее впечатления о библиотеке в целом.
Рекламно-информационная поддержка книжной выставки – это создание рекламных сообщений и публикаций, причём, к сообщению предъявляются свои требования: даётся новая информация, которая должна убеждать в полезности рекламируемой выставки, учитывая возрастные особенности аудитории, отражая специфику выставки.

Рекламное сообщение может быть внутренним (для пользователей библиотеки) и внешним (для потенциальных пользователей – баннеры, СМИ). Наиболее распространённые традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.

Афиша или анонс выставки также является рекламным сообщением. Особенность этой формы рекламы – в её образности, краткости, эмоциональном воздействии. Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или сразу нескольким, провести краткий обзор лучших книг или подробный рекомендательный всех представленных документов. Оживление читательской активности может вызвать конкурс, вопросы викторины по книгам с выставки.
Ещё одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки.
Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоёмкая форма представления книжной выставки – это её премьера (презентация), первый показ. Премьеру можно превратить в праздник для читателей с участием писателей, героями книг, редакторами, издателями, представителями прессы. Она может включать литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы. Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное массовое мероприятие.

8. Анализ эффективности книжной выставки. Очень важный этап. Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Прежде всего, эффективность нужно учесть. Для этого в «Дневнике библиотеки» выделяется отдельная графа, в которую ежедневно заносится число документов, взятых с выставки читателями. Соответствующая запись делается в читательском формуляре. Сравнивая число представленных документов на выставке, и количество выданных, вычисляют коэффициент эффективности книжной выставки и делают выводы. Коэффициент эффективности книжной выставки равен отношению числа книговыдач с выставки к числу документов, представленных на выставке:

Кн. выдача с выставки/Колич. выставленных книг

Можно определить и коэффициент популярности какого-либо издания:



Колич. названий выданных книг/Колич. названий представленных книг на выставке
Анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшей работе, делая каждую новую выставку яркой, содержательной, запоминающейся.

Традиции и новации в выставочной деятельности
Инноватика в библиотеке присутствует практически во всех направлениях её деятельности. Объектами инноваций в библиотеке являются и технологические процессы, и продукты и услуги. Выставочная деятельность также имеет инновационный потенциал.

Рассмотрим параметры, по которым можно оценивать инновационность выставочной деятельности.
Можно заметить, они определённым образом перекликаются с методикой организации книжной выставки.

Проблематика мероприятия – это целевое назначение: зачем и кому, актуальность темы, важность рассматриваемых вопросов в данный момент времени.
Характер представленных ресурсов. Информационные ресурсы – документы фонда и СБА библиотеки, первичные и вторичные, традиционные (книги, журналы, газеты) и нетрадиционные (электронные). Информация на них может быть представлена в любой форме и носитель этой информации может быть любым – аудиоиздания, видео-, СD. Документы на нетрадиционных носителях представляют инновационную часть фонда и СБА.

Методы предъявления информации – это способы организации информации (устной, печатной и наглядной), то что объединяет содержание и форму мероприятия. Есть здесь традиционные методы, такие как просмотр, и инновационные, например, заимствованные из педагогики: метод проблемных ситуаций, эвристический; из музейного дела – музейный.
Методы работы с читательской аудиторией. Диалоговый – традиционный; деловые игры, мозговой штурм – методы решения проблем, личностно-ориентированные, нетрадиционные, требуют смелости и хорошей профессиональной подготовки библиотекарей.
Использование мультимедийных технологий предполагает организацию на современном этапе интерактивных форм работы с читателями и самих читателей с информацией. Для этого нужна не только хорошая материальная база.
Наиболее интересный и содержательный критерий инновационной выставочной деятельности – это виды выставок (типология и формы).
Большое разнообразие их определяется задачами, читательским назначением, типом и видом библиотек. Выставки классифицируют по:
- содержанию (универсальные, отраслевые);
- видам представленных документов;
- времени функционирования;
- статусу (самостоятельные, циклы, часть мероприятия);
-целевому назначению (информационные, рекламные);
- способу организации (просмотр, кольцевые, музейные, тематические полки).

Специалисты, связанные с практикой, огромное количество выставок разделили на традиционные и нетрадиционные формы организации

Традиционные и наиболее часто используемые выставки:
- Новых поступлений

- Тематические
- Персональные
- Жанровые
- К знаменательным и памятным датам
- В помощь учебному процессу.

Из нетрадиционных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются такие группы выставок:
1. Досугово-просветительского характера: выставки – викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.

2. Диалоги – спор, дискуссия, полемика, проблема, размышление, диспут. Они предлагают поразмышлять, поспорить, подумать о чём – либо.
3. По теме искусства – одной картины, вернисаж, панорама, коллаж.
4. Выставки-хобби-экспозиции (мастерская, ателье, кладовая, огород).
5. Выставка-лучший читатель: - досье, - бенефис, - одного формуляра.
6. Выставка одного документа: - книги, журнала, газеты, статьи.

7. Выставка печатной продукции библиотеки. Выставка - совет, - словарь, - признание, - символ, - письмо, - лабиринт, - предметная, - демонстрация, -презентация, - угощение, - суд, - коллизия,  и др. 

Главное здесь - обосновать выбор формы, чтобы она чётко соответствовала содержанию.

Традиционные выставки
Большой популярностью пользуются в библиотеках тематические выставки. Работа над ними не вызывает особых затруднений. Их цель – привлечь внимание к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг по ним путём рекомендации лучших. Напомним только, темы необходимо конкретизировать, чем они будут уже, тем интереснее получится выставка, понятнее для читателей.

А темы могут быть самые разнообразные:
-экология – «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты», «Россия – боль моя, судьба, надежда»;
-космос – «На неведомых орбитах»;
-краеведение – темы родины, России – «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» и др.;
Очень важные темы для подростков:
-первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи своё сердце добру»;
-этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Сохрани в себе человека».
Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (детей) с новыми документами. Это могут быть книги, газеты, журналы, аудио-, видео- , СD, изо- и др. Чаще всего, такие выставки универсальны по содержанию. Отсюда особенность организации – порядок расположения документов на них должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК


Как правильно оформить персональную выставку? Цель её – привлечь внимание читателей к отдельной персоне, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, учёном, политике и др. Поэтому на выставке обязательно наличие трёх разделов:

1 – рассказывает о жизни личности;
2 – посвящён её деятельности;
3 – представляет сами произведения, труды, творчество.
Конечно, приветствуется и большее количество разделов. Допустим
4 – предлагает творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии.
Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-либо событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению.
В последние годы и в библиотеках начали уделять повышенное внимание христианским праздникам – Рождеству, Пасхе; праздникам, которые ранее не отмечали – День святого Валентина; новым – День матери.
Выставки в помощь учебному процессу - самые распространённые в детских библиотеках, они же, порой, самые скучные и неинтересные. Заголовки типа «За страницами школьного учебника» сейчас не вызывают у детей никаких ассоциаций и положительных эмоций, а новой и интересной информации такое количество, что обо всём на уроках узнать невозможно. Как увлечь предметом? Попробуйте начать с заголовка. «Нам пятёрка как воздух нужна!» «Удивительные приключения в стране Математика», «Там, где музыка живёт», «Физикам не до лирики», «Похимичим !».


Нетрадиционные выставки
Пытаясь удовлетворить возрастающие потребности читателей на библиотечные услуги, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к тому, что у традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Персональная или тематическая выставка, дополненная дискуссией, становится гораздо интереснее и уже приобретает форму выставки-дискуссии. Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить, подискутировать, высказать своё мнение по какому-то вопросу. Для этого необходимо представить на выставке литературу, освещающую выбранную проблему с разных точек зрения.

Возьмём историческую тематику. Всем известно, что никакое явление нельзя оценивать однозначно, тем более деятельность большинства политических и исторических личностей.
Пример: «Николай II: кто он?»
Разделы:
1. Великий самодержец?
2. Кровавый убийца?
3. Невинная жертва обстоятельств?
Обращение к читателям может послужить цитатой:
«Личность последнего русского императора до сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь вы?»
Крайне полезна для детей будет организация выставок-словарей. Их цель – объяснять значение терминов и понятий, представлять дополнительную информацию о них. Термины могут быть какие угодно – экономические, политические, литературоведческие…
Названиями разделов служат понятия, цитаты – определения понятий из толкового словаря. Рядом книги.
Пример:
Выставка-словарь «Из копилки деда Литературоведа».
Цель – объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересным материалом. Разделы:
1. ПРОТОТИП- реальное лицо, подсказавшее автору образ главного героя.
2. ПСЕВДОНИМ – выдуманное имя или знак, которым автор подписывает своё произведение.
3. ПАРОДИЯ – комический образ художественного произведения, стиля, жанра.
4. ПЛАГИАТ – литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.
Задание – опрос: Вспомнить непонятные слова, значение которых хотелось бы узнать.
По итогам года, выбрав лучшего читателя, можно оформить выставку одного формуляра при активном участии самого же читателя. На ней можно представить увеличенную копию читательского формуляра, прочитанные книги, журналы. Подобрать цитаты к разделам мог бы сам читатель. А на презентации выставки он же мог бы рассказать и о наиболее понравившихся книгах, о роли библиотеки в своей жизни
Все виды выставок просто невозможно перечислить. Более подробно стоит остановиться на выставках с использованием мультимедийных технологий. Мы живём в эпоху, когда дети, порой, знают о новых технологиях больше, чем взрослые. Нынешнее подрастающее поколение уже называют поколением цифровой среды.


Электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации Уже существуют различные виды таких выставок. Основа их всё та же - совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал. Электронные выставки могут быть представлены в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д. Какие дополнительные возможности предоставляет виртуальная выставка библиотекарям и читателям?
Во-первых, использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это приводит не только детей, но иногда и взрослых просто в восторг.

Во-вторых, выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться самостоятельно с книгами, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Для презентации может быть представлено большое количество книг.
Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.
Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, участия сотрудников смежных отделов (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки, да можно упомянуть и о повышении информационной грамотности самих пользователей – детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования содержательных и технологических аспектов организации выставок в библиотеке позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот вид библиотечной деятельности, хотели мы того или нет. Более того, организация выставок на данном этапе приобретает некоторые черты проектной деятельности:

- решение какой-либо проблемы;
- получение конкретного результата;
- презентация созданного продукта.
Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен. Мы и сами видим, в жизнь активно внедряются проектные технологии. Следовательно, библиотека, работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает уже целый спектр задач:
1. Раскрывает фонд;
2. Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию;
3. Интегрирует функциональные обязанности;
4. Расширяет пространство культуры, образования, информации;
5. Предоставляет образовательные услуги;
6. Создаёт привлекательный имидж библиотеки.

Таким образом, сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание, то есть – это творческий трудоёмкий процесс. Она рассматривается как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения.
Выставочная деятельность  направлена на:

- привлечение читателей;
- активизацию творческой и познавательной деятельности;
- продвижение современной литературы и современных авторов в
круг чтения подростков;
- формирование информационной культуры учащихся;
- развитие навыков управления коллективной и индивидуальной
деятельностью;
- непрерывное образование библиотечных кадров.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день библиотечная книжная выставка представляет собой авторский образовательный проект, включающий как сотрудников, так и пользователей в непрерывный процесс образования. Это сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.



Рекомендуемая  литература:
1. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека)
2. Справочник библиотекаря[Текст]  / ред. А.Н.Ванеев. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 167-172

3. Качалина В.В. Выставочная деятельность Британской библиотеки [Текст] / В.В.Качалина // Библиотековедение. – 2001. - № 4. – С. 97-104
4. Книжная выставка в библиотеке. Дайджест[Текст]  /сост. Л.А. Сластникова. – Н.Новгород: МУК ЦГДБ им. А.М. Горького, 2003. – 20 с.
5. Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах[Текст] / Е.Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе)
6. Матлина С.Г. Книжные выставки – обычные и необычные[Текст] / С.Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе)
7. Мизерова Н. Между вечным и пустым[Текст] / Н. Мизерова// Библиотека. – 2007. – № 8. – С. 8-11
8. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек[Текст] / Г.К. Олзоева. – М.: Либерея, 2006. – 120 с.
9. Пальгуева Г. «Душа обязана трудиться…»[Текст] / Г. Пальгуева // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 10-14
10. Пантюхова Т. Визитная карточка библиотеки[Текст] / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2000. - № 4. – С. 43-45
11. Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения[Текст] / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 66-68
12. Редькина Н.Нужны ли инновации? [Текст]  / Н. Редькина// Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 69-72
13.Тумарь В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений[Текст]  /В.Н. Тумарь //Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...