вторник, 22 сентября 2015 г.

Иду, жую, за балансом слежу...

Сегодня, пролистывая calend.ru,  пришло в голову написать про то, без чего сложно представить детство любого ребенка 90-х (а может и раньше). Это жевательная резинка или попросту жевачка (жвачка). 






23 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ

Давайте попробуем разобраться в истории её появления.
Жвачка – продукт, который популярен во все времена. С экранов телевидения нам вещают, что мы должны заботиться о кислотно-щелочном балансе и освежать свое дыхание. Мы часто слышим, что жвачка помогает восстановить белизну зубов и уберечь их от кариеса. Верить этому или нет – дело каждого, но так или иначе, человечество не обходится без этого продукта.
Очевидно, что жевательная резинка существовала еще в каменном веке. 



Тогда, конечно, никто не догадывался, что ее можно изготовить по особым технологиям, поэтому в ход пускались совершенно обычные продукты. Например, древние предки смешивали кору деревьев и смолу, которые помогали им чистить зубы. Чтобы жвачка не была слишком горькой на вкус, в эту смесь добавляли капельку меда. Жвачкой интересовались и индейцы. Они использовали листья саподиллы, извлекая из них сок. Сладкие листья содержали в себе консистенцию, которая по истечении времени становилась вязкой, как латекс. Позднее американские производители стали использовать этот сок, добавляя туда красители и ароматизаторы.


Саподилла
В 1848 году Джон Кертис, будучи лавочником, решил извлечь из необычной, но отнюдь не пагубной привычки определенную выгоду - он стал собирать еловую смолу, расфасовывать ее по небольшим бумажным пакетикам и продавать. Это явилось первой коммерческой разновидностью жвачки в этой стране.
Дж.Кёртис
Два года спустя вместо смолы предприимчивый торговец стал использовать более дешевый воск, в который добавлял сахар и специи, тем самым улучшив вкусовые качества. Как истинный коммерсант, Кертис давал своему продукту довольно броские названия: «Белая гора», «Четыре в одном», «Ликорис Лупу», «Сахарные сливки».
Вскоре дела Кертиса пошли в гору, он построил три фабрики, на каждой из которых трудилось до 200 рабочих. Однако, массово продавать свою продукцию, ему все же не удалось - жевательная смола долго не хранилась, теряя вид после, даже временного пребывания на солнце, в жаре или холоде. 


У. Семпл
Резкий поворот в судьбе жвачки произошел 28 декабря 1869 года. Уильям Финли Семпл, зубной врач по профессии, запатентовал жевательную резинку. Именно резинку, а не смолу или воск.
Патент № 98.304 удостоверял изобретение комбинации каучука с мелом, древесным углем и рядом ароматизаторов в определенных пропорциях, пригодных для жевания с целью благотворного влияния на состояние зубов. В достоинствах «улучшенной жевательной резинки» Семпл отметил ее долговечность, он полагал, что жвачку можно использовать длительное время - месяцами, ввиду прочности каучука.


Это даже послужило поводом патентному изобретению в 1889 году в США - Кристофер Робертсон получил патент на «медальон для ношения жевательной резинки», который подвешивался на шею. 
Несмотря на то, что Семпл явился, по сути, первооткрывателем жевательной резинки и даже запатентовал ее, тем не менее, он никогда не производил жевательную резинку для продажи. За него это сделали другие. В том же 1869 году, когда Семпл экспериментировал с каучуком, аналогичная идея пришла в голову другому человеку.
Т. Адамс


Проживающий в Нью-Йорке фотограф и неутомимый изобретатель Томас Адамс, волею судьбы познакомился с генералом по имени Антонио Лопес де Саша Анна. Некоторое время генерал Антонио правил Мексикой, но у него там не сложилось, и опальному вояке пришлось бежать в Нью-Йорк. Здесь следует сказать, что как истинный мексиканец он постоянно жевал чикль и привез с собой около тонны этого продукта в надежде выгодно продать его. Адамс и был тем человеком, который заинтересовался каучуком. Приобретя его по сходной цене, изобретатель поначалу попробовал его вулканизовать, в надежде использовать как заменитель резины, но тщетно. Адамс обратил внимание, что Санта Анна не вынимал изо рта чикль, тогда он решил несколько усовершенствовать этот продукт. Первую партию своей жевательной резинки Адамс создал на кухне. Решив проверить, будут ли люди покупать ее, он в тот же день предложил нескольким местным магазинам заняться реализацией нового товара. Успех превзошел все ожидания. 


В 1871 году Адамсом, был создан аппарат для изготовления жевательной резинки. Он стал производить ее в больших объемах. Продавалась она хорошо, хотя не содержала вкусовых добавок. Очень скоро бизнес Адамса стал процветающим. 


Улучшением вкуса жевательной резинки мы обязаны Джону Колгану, аптекарю из Луисвилла, штат Кентукки. В 1880-м году он предложил смешивать с обычным сахаром ароматизатор и вкусовую добавку. Теперь наслаждаться процессом жевания можно было намного дольше. 




Адамс не преминул воспользоваться новшеством и в 1884 году создал жвачку «Black Jack» («Черный Джек») с оригинальным вкусом лакрицы. В это же время Адамс изменил форму жвачки, она теперь стала в виде продолговатой палочки. «Black Jack» выпускался до 1970-х годов, но низкие продажи послужили поводом для снятия его с производства.


В 1986 году Варнер Ламберт (преемник компании Адамса) возродил «Черного Джека», наряду с резинкой с гвоздичным вкусом, запустив программу «Ностальгия». 
В дальнейшем компания Адамса разработала еще один жевательный бренд - резинку «Tutti-Frutti». Причем ее продажа осуществлялась при помощи торговых автоматов.

История современной жвачки начинается с появлением Уильяма Ригли. В возрасте 30 лет в Чикаго приехал молодой человек, имея в кармане лишь 30 долларов. Он начал продавать мыло, но продажи пошли не слишком хорошо. Тогда он придумал хитрый ход: вместе с продаваемой продукцией Уильям давал каждому покупателю несколько жевательных резинок. Вскоре он сам решил выпускать жвачки, и спустя время под его именем появляются первые продукты. Среди них – знаменитая Wrigley’s Spearmint со вкусом перечной мяты.
Кстати, именно Уильям стал тем человеком, который научился грамотно пользоваться рекламой. Он нанял красивых девушек, и те ходили по улицам, раздавая жвачки всем прохожим. Потом он начал использовать бигборды, чтобы широко рекламировать свой товар. И именно Ригли придумал разделить традиционные кусочки на пять тонких пластинок, которые и сегодня можно увидеть в пачках Wrigley’s Spearmint. 

В СССР жвачку выпустили в 1970-х годах. В 1980-е при производстве жевательной резинки, стали применять заменители сахара, которые не воздействуют на зубы так вредно, как сахар, а даже дают положительный эффект.

Практически с момента изобретения жевательной резинки производители пытались всячески ее модернизировать.
В 1871 году Адамс добавил экстракт лакричника для улучшения вкуса и запаха. В дальнейшем производители начали использовать различные добавки.
В 1880 году аптекарь Джон Колган улучшил аромат жевательной резинки: он смешал ароматизатор с сахаром прежде, чем сахар был добавлен в каучуковую основу. Это сделало вкус жвачки более устойчивым.
В начале 20 века компания Биман выпустила на рынок жевательную резинку с пепсином, помогающую при расстройстве желудка.
Жевательная резинка того времени не была такой упругой, не растягивалась, имела один цвет – белый, и не надувалась. Удовольствия от ее жевания, должно быть, было немного. 

Над проблемой надувания работал Фрэнк Флиер, имевший свою компанию «Fleer Companу». Флиер начал использовать синтетические вещества, и это помогло приблизить эру жевательных резиновых шаров. Любимая нами синтетика позволила надувать пузыри, а жвачка, способная на это, получила название «Blibber-Blubber». 
Резиновые пузыри оказались коварны. Их липкость была настолько высокой, что отодрать резинку с лица или губ было очень затруднительно, поэтому «Blibber-Blubber» особенного успеха у покупателей не имела. 


Проблема излишней липкости была решена через 15 лет неким Уолтером Даймером, причем совершенно случайно. Бухгалтер «Fleer Corporation» развлекался смешиванием разных ингредиентов в домашней лаборатории, результаты своих трудов клал в рот и пробовал жевать.


И вот однажды – та-ра-ра-рам! – получил жевательную резинку, которая не прилипала, не портилась на воздухе и надувалась. Надувающуюся разновидность жвачки назвали «баббл гам» (bubble gum). Теперь основные проблемы были решены, дело оставалось за малым – придать новый вкус и цвет. Ароматизаторы перечной мяты, корицы, ванили решили первую задачу. А цвет, как и появление жвачки, определился волей случая: на фабрике был в наличии только розовый пищевой краситель… Стоит ли говорить, что возможность надувания «беспроблемных» пузырей вызвала ажиотаж у покупателей.

Однако новая продукция bubble gum потребовала от покупателей и новых умений – умений надувать пузыри. Тогда этим вопросом занялся сам Уолтер Даймер, уже ставший вице-президентом компании. Он предложил учить продавцов, чтобы продавцы учили покупателей.
Со временем нашлось и множество практических применений жевательной резинки.
   Во-первых, производители догадались, что, обогащенная гвоздичным или мятным ароматом, резинка может освежить дыхание. Это свойство резинки весьма успешно использовали в Америке во времена Сухого закона петители подпольных рюмочных, опасавшиеся встречи с полицейскими.
Во-вторых, выяснилось, что жевание способствует развитию жевательного аппарата. Некоторые боксеры, уверовав в неограниченные возможности жвачки как спортивного тренажера, включали в свои тренировки пережевывание большого количества резины. Они считал и, что это поможет держать во время боя мощные удары в челюсть.
В-третьих, в результате проведенных исследований оказалось, что жевательная резинка без сахара Orbit за счет стимуляции слюноотделения может использоваться как средство гигиены полости рта и способствует снижению риска возникновения кариеса.
В-четвертых, жевательная резинка используется как терапевтическое средство при недостатке слюноотделения — ксеростомии различного происхождения.
В-пятых, было научно доказано, что жевание резинки помогает снять стресс. В связи с этим интенданты американской армии начали включать жевательную резинку в ежедневный солдатский паек. И, наверное, неслучайно потребление жвачки среди военных во время Второй Мировой войны оказалось в шесть раз выше, чем в мирное время.
...................................................................
Удивительно, как быстро кончился век и как много в нем успело произойти! Как много мимолетных увлечений человечества успело родиться и уйти в небытие. Нюхательный табак и хула-хуп, кубик Рубика и банджи-дамп, пятнашки и русская рулетка — все промелькнуло, оставив лишь ностальгические воспоминания. И только старая добрая жевательная резинка до сих пор не утратила к себе интерес непостоянного и ветреного потребителя.
источники: 123

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...